Любовь. Ненависть. Ревность. Дружба. Сила духа. Долг. Беллини создал трагедию и музыку на все времена.
Мои мысли и впечатления о постановке.
Вокал. Что можно добавить к волшебному голосу Хиблы Герзмава, который переливается, как ручей кристальной чистоты? И не только ее: прекрасный голос Полины Шараваровой (Адальджиза) меня покорил. Как чудесно они звучат вместе. Владимир Дмитрук (Поллион) вокально тоже хорош. Но как драматический актер он не дотягивает до уровня этой оперы. Вообще, Норма – это опера блестящих дуэтов. Я бы слушала ее с закрытыми глазами. И не только Casta diva.
Сценическая задумка и костюмы. Превратить лес друидов в серый массив? Да, это показалось интересным: изумительный оттенок серого с проходом через этот серый лес Нормы, одетой в красное платье – прекрасно. Костюмы персонажей- тоже серого цвета того же оттенка, особенно хороши ансамбли невоинов: так и захотелось самой надеть такие. И эти невоины двигались в отработанном ритме – получилось неплохо. Но костюмы Поллиона – длинный черный кожаный плащ, черная куртка с черными кожаными брюками, заправленными в черные сапоги – вызывает разные ассоциации. Не поняла также образа Адальджизы в форме гимназистки. И самый большой вопрос – воины друидов в полной экипировке современных солдат, да еще играющих в карты на привале? А отец Нормы в инвалидной коляске?
Техника, декорации, свет. О, интересно получилось! Подсвеченные декорации серого цвета – это колористика в искусстве, глаза радовались. Разглядывала я долго задник с изображением планеты с кратерами, колеблющейся в воде). И еще два момента. Вы представляете, как оркестровая яма медленно поднимается во время вступления к опере и музыканты находятся на уровне зала к завершению вступления? Класс! А какая интересная идея со сменой декораций на глазах у зрителей! Как технически, я бы сказала, изящно работники сцены полностью меняли декорации – я почти завороженно следила за их действиями, а потом захлопала в ладоши – и зал меня поддержал. Вспоминаю стокгольмскую оперу, когда актеры просто движением руки запускают смену декораций и сцена передвигается, но вот эта ручная работа – находка.
И все-таки у меня есть несколько вопросов. Сюжет «Нормы», конечно, не понятен современному зрителю, но все же, что значит поставить новый спектакль: сменить декорации и костюмы? Единственным персонажем настоящей «Нормы» была Хибла Герзмава – она была Нормой, которую написал Беллини, и это не зависит от декораций, техники и времени. Браво!