Интервью Анатолия Цепа в рамках фестиваля национальных народных оркестров в Красноярске


“Стихия звука” – под таким названием прошел первый фестиваль профессиональных оркестров национальных народных музыкальных инструментов в Красноярской филармонии. Спецпроектом фестиваля стало выступление сводного оркестра всех участников и мировая премьера сочинения – кросс-сюиты “Стихии мира” Владимира Кошелева, написанной для состава в 240 национальных музыкальных инструментов.

На концерт-закрытие даже пригласили представителей Книги рекордов Гиннеса, чтобы зафиксировать эксклюзивность момента. В патетическом ключе прозвучало и само сочинение (дирижер Валерий Шелепов), написанное для народных русских, башкирских, якутских, хакасских, бурятских, тувинских инструментов – об истоках, природе, человеке, стихиях, управляющих жизнью на земле.

Не только публика в зале, но и музыканты ощущали во время исполнения этого сочинения какое-то особое состояние причастности к почти мистериальному действу – рождению абсолютно новой звуковой материи. Музыканты сами впервые слышали звучание многих национальных инструментов: изогнутого рога – бурятского эбэр бурэе и флейты сууры, имитирующей пение птиц, тувинского струнно-смычкового моринхура с грифом, увенчанным конской головой, и якутского дунгура (род шаманского бубна), или древнейшего хакасского чатхана из семейства цитр – музыкальный мир древней культуры Сибири со своими звуками, энергиями, образами.

Сама идея фестиваля актуальна для страны, где проживают почти двести народов и народностей, в одной Сибири их более тридцати, но аутентичные культуры, “духовные запасы” этих народов все еще остаются в широком смысле территорией “инкогнито”.

Один из участников деловой программы, музыкант, завотделом музыкального искусства Дома народного творчества имени В.Д. Поленова Анатолий Цеп, ответил на актуальные сегодняшнему дню вопросы.

Какую проблему вы считаете сегодня фундаментальной для сохранения национальных культур разных народов?

Анатолий Цеп: “У нас многонациональная страна, и каждый народ имеет свою культуру, в том числе – музыкальную и инструментальную. Но все ли знают, что такое национальная культура, национальная музыка, обращается ли на это внимание в образовательном процессе? Когда человек должен знакомиться со своей культурой, чтобы не случалось так, что в 20-30 лет человек вдруг впервые видит балалайку и думает, что это какой-то зарубежный инструмент (а у нас именно так и происходит). Для всего мира балалайка – это символ русской музыки, и русский человек ассоциируется с этим инструментом. Поэтому надо, чтобы он знал об этом инструменте так же, как знает о существовании скрипки и фортепиано. Я считаю, что пора вводить предмет национальной культуры в общеобразовательных школах. У нас достаточно музыкантов, выпущенных за многие годы, которые могли бы войти в эту систему, могли бы собирать школьные оркестры, где дети знакомились бы с национальными инструментами. Чтобы сохранить культуру, ее нужно сделать массовой, дальше она уже будет выходить на профессиональный уровень. Разумеется, речь идет не только о русских инструментах. У нас многонациональная страна”.

Проблема и в том, что композиторы практически не пишут музыку для национальных инструментов, хотя поле эксперимента здесь огромное, как это показала кросс-сюита «Стихии мира», прозвучавшая на фестивале?

Анатолий Цеп: “К сожалению, у нас композиторы понятия не имеют, что такое партитура для народного оркестра, потому что все они обучаются симфонической партитуре. При этом наши композиторы даже не осознают, какие возможности им открывают сочинения для народных оркестров: партитура, которую они написали для симфонического оркестра, исполняется один раз и больше нигде не звучит, а народные оркестры играют такие сочинения активно, потому что оригинального репертуара не хватает. В Казахстане, к примеру, композиторы много пишут для казахских инструментов, и русские инструменты играют эту замечательную музыку. Нам есть, о чем подумать”.

Но существует еще проблема производства музыкальных инструментов, на чем играть, где брать инструменты?

Анатолий Цеп: “Да, если в советское время были какие-то фабрики, где производились народные инструменты, то сейчас они производятся исключительно кустарным способом. Так не должно быть в большой стране. Надо налаживать производство, причем, не только русских инструментов, но и инструментов национальных республик. Такое производство не может возникнуть в одночасье. Не бывает, чтобы сегодня спилили клен, а завтра играли на инструменте. Дерево еще должно выдерживаться 30-40 лет в особых условиях, должна быть налажена серьезная технология, а не отчеты, что мы произвели сто тысяч инструментов, на которых, как оказывается потом, через месяц невозможно играть. За всем этим должно стоять государство. И если мы хотим восстанавливать национальную культуру, мы должны решать эти проблемы”.

Интервью Анатолия Цепа в рамках фестиваля национальных народных оркестров в Красноярске

Первоисточник


Понравилось? Не забудьте расшарить!

167
167 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend