#happy_birthday_mos


Наша постоянная рубрика «С днем рождения, москвичи!»

2 января 1896 года родился Дзига Вертов

Дзига Вертов (Давид Абелевич Кауфман) – ярчайший представитель нашей культуры, представляющий ее достижения за границей. Его считают одним из создателей и главных теоретиков документального кино, а его фильм «Человек с киноаппаратом» – величайшим из всех документальных фильмов в истории. Творчество Дзиги Вертова связано с поисками новых способов съемки и монтажа, новых методов организации снятого материала, которые позволили бы раскрыть действительность в ее революционном развитии. Он обогатил кинематограф множеством операторских приемов и техник, включая методику «скрытая камера». Многие вертовские инновации – массовая любительская съемка, синхронный звук, идеологический и поэтический монтаж хроникальных кадров, рефлексия над свойствами киноаппарата и киноязыка внутри фильма – давно уже широко используются отечественным и мировым документальным кино, развившись, в том числе, и под прямым вертовским влиянием. В 1960-е годы лидер «Новой волны» французского кино Жан-Люк Годар, называвший советского режиссера своим учителем, встал во главе «Группы Дзиги Вертова».

Журналист А.Н. Лысенков описывает особенности работы режиссера: «Вертов обратил внимание на то, что рабочие смотрятся гораздо лучше, когда сосредоточенно совершают очередной трудовой подвиг, а не стоят, обступив камеру и пытаясь заглянуть в объектив. Разумеется, в те далекие годы камера была штукой диковинной и не могла не вызывать бурный ажиотаж. Поэтому, чтобы не мешать людям работать и героически выглядеть на экране, Вертов умело маскировал камеру, снимал издали и так далее. Разумеется, сделать это было не так легко, как сейчас: не было мощных объективов и трансфокаторов, позволяющих снимать с большого расстояния. Да и сама камера выглядела вовсе не миниатюрно и, к тому же, производила ужасный треск. Легкие и бесшумные съемочные аппараты появились только в 1960-е годы, и вот тогда съемка скрытой камерой получила распространение во всем мире».

Кауфман родился в Гродненской губернии Российской империи (ныне территория Польши) в семье букиниста. В 1915 году он начал использовать псевдоним Дзига Вертов. В 1916 году он поступил на юридический факультет Московского университета, одновременно посещая лекции на математическом факультете. В 1918 году Дзига Вертов бросил университет и пошел работать в Московский кинокомитет Наркомпроса, став составителем-монтажером ряда выпусков первого советского киножурнала «Кино-Неделя». В 1919 году начинающий режиссер смонтировал из кинохроники (более тысячи монтажных планов) свой дебютный документальный фильм «Годовщина революции». В этом же году он поступил на работу в Всероссийский фотокиноотдел при Наркомпросе, а с 1922 года трудился на Московской кинофабрике «Госкино», кинофабрике «Культкино» и Московской кинофабрике «Совкино».

В 1922 году Дзига Вертов опубликовал свой манифест «Мы», в котором объявил о создании группы «Киноков» («Кино-око» совершеннее человеческого глаза). Это была группа новаторов-документалистов, которую режиссер создал из единомышленников с целью поиска новых путей в искусстве, новых методов документальной съемки. В статьях «Мы, Он и я», «Киноки», «Переворот», «Кино-глаз» Дзига Вертов отрицал право художника на вымысел, видя задачу искусства в документировании действительности. Интереснейшим творческим экспериментом в этот период стал фильм «Кино-глаз», который был отмечен премией на Международной выставке в Париже. В 1929 году он снял фильм «Человек с киноаппаратом». Несколько лет назад в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала «Sight & Sound» «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времен. В 1932 года он работал на кинофабрике «Межрабпомфильм», с 1936 года – на Московской студии «Союзкинохроника», в 1939 году – на киностудии «Мостехфильм», в 1939-41 годах – на киностудии «Союздетфильм».

В 1930 году Дзига Вертов стал режиссером одного из первых звуковых документальных фильмов «Симфония Донбасса» («Энтузиазм»). Он стремился к тому, чтобы его фильмы были не озвученными, а именно звуковыми. В декабре 1937 года Дзига Вертов въехал в двухкомнатную квартиру в знаменитом «Доме артистов» (Большая Полянка, 28 корпус 2). После густонаселенной коммуналки ему казалось, будто до сих пор он и не жил: не было слышно кухонных скандалов, можно было вскипятить чайник в любую минуту, с потолка не капало. В этом доме (на фотографии) он прожил до конца жизни. В 1941-53 годах Дзига Вертов работал режиссером Центральной студии кинохроники. Во время Великой Отечественной войны студия была эвакуирована в Алма-Ату. В 1944 году Дзига Вертов вернулся из эвакуации в Москву и стал руководить работой фронтовых кинооператоров. После войны все кинопроекты режиссера отклонялись начальством, и он находился в забвении. С 1944 по 1953 год он монтировал киножурнал «Новости дня». Дзига Вертов умер в 1954 году. Первоначально режиссер был похоронен на Миусском кладбище рядом с матерью, но в 1967 году его перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

В 1986 году к девяностолетию Дзиги Вертова на здании Центральной студии документальных фильмов (Лихов пер., 6) была установлена мемориальная доска с надписью: «Выдающийся режиссер документального кино Дзига Вертов работал на киностудии с 1932 по 1954 год». В связи с передачей РПЦ здания в Лиховом переулке, мемориальная доска была утрачена.

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

Первоисточник


Понравилось? Не забудьте расшарить!

22
22 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend