#happy_birthday_mos


Наша постоянная рубрика «С днем рождения, москвичи!»

23 декабря 1858 года родился Владимир Иванович Немирович-Данченко

Режиссура Немировича-Данченко отличалась стройной завершенностью, четкой идейной и художественной целеустремленностью, уверенностью психологической разработки образов, точностью формы. Немировичу-Данченко было свойственно безошибочное понимание стиля автора, блестящее умение работать с актером. Для теории и практики театра чрезвычайно важно разработанное Немировичем-Данченко учение о синтезе «трех восприятий» (социального, психологического и театрального), в слитности которых он видел непреложное условие подлинного творчества, о «втором плане сценической жизни актера», о «мужественной простоте» и о «физическом самочувствии». Немирович-Данченко внес большой вклад в искусство современного театра своим истолкованием крупнейших произведений русской классической литературы.

Вспоминая о встрече с Немировичем-Данченко, К.С. Станиславский писал: «Судьба помогла мне, столкнув меня с тем, кого я так давно искал. Он был давно свой человек в театре: и драматург, и преподаватель драматического искусства, и режиссер, и критик, и знаток этого дела. Чтоб быть директором-руководителем такого учреждения, надо быть талантливым, знатоком своего дела, то есть понимать искусство как актер, режиссер, учитель, постановщик, литератор, администратор. Редко все эти достоинства сочетаются в одном человеке. Это сочетание было налицо у Владимира Ивановича».

Немирович-Данченко родился Кутаисской губернии (Грузия) в дворянской семье. В 1876-79 годах он учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета. Будущий режиссер получил известность как автор повестей и пьес. В 1870-х годах Немирович-Данченко выступал как театральный критик. Со второй половины 1880-х годов до весны 1895 года он жил в Чудовском переулке Огородной Слободы (дом не сохранился). Здесь у него бывали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.П. Ленский и А.И. Южин. С конца 1880-х годов пьесы Немировича-Данченко шли в Малом и Александринском театрах. К его мнению внимательно прислушивались такие актеры, как М.Н. Ермолова, М.Г. Савина и В.Н. Давыдов. С 1891 года Немирович-Данченко преподавал в Музыкально-драматическом филармоническом училище (ул. Большая Никитская, 24). Его учениками были И.М. Москвин, О.Л. Книппер, М.Л. Роксанова, М.Г. Савицкая, вошедшие потом в труппу Художественного театра. Осенью 1895 года Немирович-Данченко поселился в Гранатном переулке (дом не сохранился) и жил здесь до 1900 года.

В 1898 году совместно со Станиславским создал Художественный общедоступный театр. Будучи заведующим репертуаром, Немирович-Данченко определял идейно-репертуарную линию театра, был инициатором включения в репертуар пьес Чехова, Максима Горького, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и других. Именно по настоянию Немировича-Данченко была поставлена «Чайка», потерпевшая провал на императорской петербургской сцене в 1896 году. «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!» – написал Чехов. Вместе со Станиславским Немирович-Данченко поставил пьесы «Чайка» (1898 год), «Дядя Ваня» (1899 год), «Три сестры» (1901 год), «На дне» (1902 год), «Юлий Цезарь» (1903 год) и «Вишневый сад» (1904 год). В 1900-02 годах режиссер жил в доме № 9 по Георгиевскому (Вспольному) переулку. В эти годы он встретился с Горьким. После снятия надзора Горький приехал в Москву, и Немирович-Данченко бывал у него (Гранатный пер., 20). В 1906-17 годах, ставя русскую классику режиссер находил тончайшие приемы сценической выразительности («Борис Годунов», «На всякого мудреца довольно простоты», «Живой труп», «Смерть Пазухина»). Из числа памятных мест, связанных с Немировичем-Данченко, следует особо отметить дом № 50 по Большой Никитской, где он прожил тридцать пять лет (1903-38 годы).

После Октябрьской революции Немирович-Данченко активно работал с драматургами над созданием нового репертуара. Он поставил «Пугачевщину» К.А. Тренева (1925 год), «Блокаду» В.В. Иванова (1929 год), «Половчанские сады» Л.М. Леонова (1939 год). Значительным вкладом в искусство театра стали инсценировки романов Толстого «Воскресение» (1930 год) и «Анна Каренина» (1937 год), постановки «Грозы» (1934 год) и «Горя от ума» (1938 год). Немирович-Данченко поставил также пьесы Горького «Егор Булычов и другие» (1940 год) и «Враги» (1935 год), а в 1940 году осуществил новую постановку «Трех сестер», ставшую легендой Художественного театра. До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем. В 1919 году режиссер организовал при Художественном театре музыкальную студию (с 1926 года – Музыкальный театр имени Немировича-Данченко). С 1938 года до конца жизни режиссер жил в доме № 5/7 по Глинищевскому переулку. Умер Немирович-Данченко в Москве в 1943 году в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Имя Немировича-Данченко присвоено школе-студии МХАТ (полное название: школа-студия (вуз) имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТ имени А.П. Чехова), а также театру (Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Именем Немировича-Данченко в 1943-93 годах называлась улица (ныне вновь Глинищевский переулок), где в 1938-43 он жил. Этот дом отмечен мемориальной доской, а в 1944 году в нем был открыт музей-квартира Немировича-Данченко. В 2014 году в Камергерском переулке возле Художественного театра был открыт памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко.

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

Первоисточник


Понравилось? Не забудьте расшарить!

22
22 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend