Поясная подвеска-медведь – чрезвычайно редкая находка в Подмосковье, связанная с населявшими Радонеж финно-угорскими племенами меря – предшественниками славян в Верхнем Поволжье. Подвеска относится к финно-угорским древностям и является частью «шумящего» бронзового украшения.
Подобные предметы были распространены в Прикамье в 7-8 вв. Подвески-медведи могли использоваться как часть пронизей, свисавших с ремня, который носили женщины.
Радонежская находка уникальна не только тем, что она единственная по своему художественному исполнению в ряду подобных, но и тем, что она обнаружена вдали от центра финно-угорского мира – Урала. Все ближайшие аналогии подвеске-«медведю» происходят из Прикамья, откуда, видимо, путями товарообмена с регионом Урала, поступала бронза, из которой местные финно-угорские племена мери, муромы и веси изготавливали украшения.
У мери, как и многих народов Урала и Западной Сибири, существовал культ медведя, истоки которого уходят в 1I тыс. до н.э. Изображения медведей в искусстве Приуралья встречаются, начиная с наскальных росписей каменного века.
Тогда же сложилась композиция: шкура медведя (жертвенная поза) с нанесенными солярными знаками. Подвеска символизирует медвежью шкуру (поскольку изделие полое), лежащую на возвышении, на перемычках между лап прикреплялись колокольчики.
Солнечная природа медведя подчеркивается нанесением солярного знака – расходящихся от середины спины линии точек-углублений (солнечные лучи), что в свою очередь свидетельствует о принадлежности зверя к небесным божествам. В саамском мифе солнце Пейве разъезжало по небу на медведе.
Отголоски медвежьего культа известны в «Житии Сергия Радонежского», который выступал как кормитель и усмиритель медведя.
▫️Выставка «Любовью и единением спасемся»
▫️ Музейный комплекс «Конный двор» (ул.1-ой Ударной Армии,2)
#спмз #воскресныйответ #ЛюбовьюиЕдинениемСпасемся
0 Комментариев