Исследователи психологического факультета МГУ выявили связь между высокими показателями когнитивной гибкости (способностью переключаться между разными правилами и условиями) и предпочтением игрушек, далеких от непосредственного опыта детей. Понимание таких связей и особенностей взаимодействия современных детей с игрушками позволит в будущем дать родителям и педагогам научно обоснованные рекомендации по созданию условий для развивающей игры дошкольников. Исследование поддержано Российским научным фондом. Об этом сообщила пресс-служба вуза.
Многочисленные исследования и опросы детей и родителей показывают, что традиционные игры приходят в упадок в результате растущей доступности и привлекательности цифровых развлечений. При этом для сохранения игры вам понадобится ее самый главный атрибут – игрушка.
В современном мире игрушки занимают уникальное и противоречивое положение в среде развития детей раннего и дошкольного возраста. Рынок игр огромен и быстро растет, на них есть своя мода, они окружают детей как дома, так и в учебных заведениях. Новые технологии делают игрушки «умными»: помимо того, что они имеют блестящий дизайн, игрушки могут петь, разговаривать с детьми, давать им задания и обучать новым знаниям и навыкам. Это может стать большим искушением для родителей: кажется, что если игровая комната будет правильно оборудована, то развитие ребенка будет происходить без их вмешательства. В то же время единого стандарта и научно обоснованных критериев оценки потенциала развития и соответствия возрасту игрушек в настоящее время не разработано.
Группа ученых провела эксперимент, в ходе которого детям дошкольного возраста предлагалось выбрать наиболее и наименее привлекательную игрушку для игры. Затем выбор детей сравнивался с показателями их умственного развития. Результаты эксперимента показали, что дети с высоким уровнем когнитивной гибкости чаще, чем их сверстники, выбирают нереалистичные игрушки, далекие от их непосредственного опыта. Дети со слабыми и средними способностями к когнитивным переключениям скорее будут играть «в магазине, куда мы ходим каждый день», чем «в дракона, который появляется только в сказках». Кроме того, выбор максимально реалистичных игрушек достоверно положительно связан с показателем слухо-речевой рабочей памяти. То есть дети, предпочитающие игрушки, приближенные к реальной жизни, сохраняют в памяти больше аудиовербальной информации, чем сверстники, играющие в сказочные игрушки.
«Эти связи можно объяснить тем, что реалистичная игрушка позволяет разработать осмысленную игру со сложным увлекательным сюжетом, что, по данным исследований, способствует развитию рабочей памяти. Ранее не было опубликованных исследований или гипотез о более высокая когнитивная гибкость у детей, предпочитающих менее реалистичные игрушки. Этот результат можно объяснить способностью ребенка различать уровни реальности и переключаться между ними в рамках игровой деятельности, чему должны способствовать вымышленные персонажи, не существующие в реальности. — объясняет Маргарита Гаврилова, руководитель проекта, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики психологического факультета МГУ.
Кроме того, в тесте на степень реалистичности большинство детей (54,5%) выбрали ящик для игрушек – самую реалистичную игрушку. Игрушкой, с которой детям меньше всего хотелось бы играть, был сказочный дракон. Словесные объяснения при выборе игрушки действительно часто были связаны со ссылками на личный опыт. Таким образом, выбор игрушечного кассового аппарата дети объяснили тем, что они часто ходят в магазин вместе с родителями, любят ходить по магазинам, знают ролевые игры продавца и покупателя (например, «можно сказать, сколько чего-то стоит». стоит» или «на кассе надо этой штукой бить, нажимать кнопки, проверять, давать и сигналить»), почувствовать желание воспроизвести в игре поведение и действия взрослых. И наоборот, контрвыбором в этом тесте стала наименее реалистичная игрушка – Сказочный Дракон. Чаще всего причиной нежелания играть с драконом было неумение придумывать истории, в которых он мог бы появиться («он просто летает и рычит огнем и ничем больше»), знание того, что в действительности драконов не существует («он ненастоящий», «драконы только в скучных сказках»).
«Мы обнаружили, что игрушки, которые с теоретической точки зрения обладают наибольшим развивающим потенциалом, не всегда желательны или интересны детям. Да и уровень игры с такими игрушками достаточно низкий. Это означает, что некоторые игрушки необходимо предлагать по инициативе взрослого (учителя или родителя). И, кроме того, играть с ними лучше вместе с ребенком – так ребенок быстрее освоит навыки построения различных сюжетов», – рассказала Вера Сухих, научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета. кафедры психологии МГУ.