Он подарил зрителям такие киношедевры, как «Розыгрыш», «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Зависть богов».
В прошлом году в свет вышла автобиография режиссёра «Судьба протягивает руку». Это искренний рассказ о любви, мужской дружбе, верности своему делу и Родине. Здесь вся творческая жизнь Меньшова в интереснейших деталях: как случилась размолвка с Верой Алентовой и как им удалось начать всё сначала; почему Алексей Баталов поначалу отказался от роли Гоши; почему у коллег-кинематографистов фильм «Москва слезам не верит» вызвал неоднозначные чувства.
В юбилей мастера поделимся несколькими цитатами из книги Владимира Меньшова.
Про талант:
«Одно из наиболее очевидных проявлений таланта – любопытство. Любопытство к новому. Любопытство к разным сторонам жизни, порой отвлечённым, не имеющим прямого отношения к тебе, твоим повседневным заботам, профессиональным интересам. Я не раз убеждался из опыта общения со многими выдающимися людьми, что именно любопытство – объединяющая их черта».
Про актёрство:
«Важнейшее качество для актера – умение «прикинуться»… актер должен уметь «прикидываться», владеть характерностью. Я знаю, что это моё слабое место, но знаю также, что социальные роли делать умею сильнее, чем делают их многие. В определённой степени я «иду от себя», может быть, потому и возникает ощущение наполненности, правдивости».
Про мечты:
«Мои детские мечты никак не были связаны с жизнью, но, когда я уже работал на заводе и мне разрешалось курить, я уходил на кухню, сидел там до утра, записывая в дневник представления о своём будущем – мечты облекались в конкретные планы. Удивительно, но многие из них сбылись. У Александра Блока есть верная мысль, что нужно не бояться мечтать и мечты обязательно сбудутся, а если что-то не сбылось, значит, плохо мечталось».
Про творческий процесс:
«Вообще я заметил, что именно в преддверии съёмок, видимо, от осознания их неизбежности, мозг мобилизуется, и я нахожу верное решение. А до этого могу неделями мучиться от самоедства, крутить в голове мысль, что какой-то эпизод не слишком убедительно прописан в сценарии. И только когда через пару минут предстоит съёмка, сажусь и в прямом смысле слова на коленке записываю диалог, а потом протягиваю артистам рукописный текст: «Вот, может быть, так скажете?» Смотрю, реакция вроде благожелательная: «Давайте попробуем…»
Про авторитет:
«Уважение к авторитету – неплохое в своей основе качество, но оно должно не подавлять, а существовать как нечто глубинное. Если уж пришёл в профессию, то нечего трепетать перед большим артистом, выдающимся режиссёром. Нужно руководствоваться соображениями дела, быть готовым, что тебя могут не принять, что может возникнуть конфликт, что ты будешь вынужден доказывать свою правоту, а в творческом процессе романтический трепет перед громкими именами в конце концов парализует волю».