Дипломная работа Ирины Шевандроновой «В сельской библиотеке (Читатели)» считается классикой советской живописи 1950-х годов. Автору удалось настолько точно и выразительно передать дух времени, что его приобрела Третьяковская галерея.
Эта картина, по мнению искусствоведов, стала одним из лучших образцов жанровых произведений советской живописи 1950-х годов. Интересно, что практически сразу после защиты дипломов ее приобрела Государственная Третьяковская галерея. Ну а «В сельской библиотеке (Читатели)» мы знаем по множеству репродукций и репродукций в детской литературе.
Повседневный жанр
Буквально с первых работ стало понятно, что Ирина Шевандронова – очень талантливая художница. А увлечение бытовым жанром она закрепила после участия в групповой выставке 1954 года, где также экспонировались картины Игоря Попова, Андрея и Сергея Тутуновых.
Как известно, основа повседневной работы – интрига. Из-под кисти Шевандроновой вышел ряд однотипных жанровых произведений. Они следовали друг за другом более десяти лет («Праздничное утро в деревне», 1957; «На приеме у врача», 1958; «Скоро откроется выставка», 1959; «В роддоме», 1960 и другие). ).
Однако именно «Сельская библиотека» стала первым успехом Шевандроновой. Она, что называется, оказалась в нужное время и в нужном месте. Напомню, что в начале 1950-х годов в стране стал популярным лозунг о том, что советскому искусству нужны свои Салтыковы, Щедрины и Гоголи. Это означало стимулирование критического направления и, так сказать, понимание конфликтных коллизий существования.
И на фоне многих произведений искренне написанная «Сельская библиотека» выгодно выделялась мастерством традиций бытового жанра. Автор умел выразительно писать портреты детей, умело уловил сюжет и мотив и сделал это тонко. Неудивительно, что картина сразу заняла ведущее место среди произведений бытового жанра 1950-х годов.
«В сельской библиотеке»
Ирина Шевандронова работала над этой работой в 1953 году. — начало 1954 года в доме творчества «Академическая дача». Модели для своей росписи она нашла в соседнем селе Кишарино.
На полотне мы видим обычную сцену в сельской библиотеке. Интерьер ярко отражает сложность послевоенной эпохи. На улице морозный день, о чем свидетельствует детская одежда, собранная в читальном зале. В центре – девушка, мечтательно подняв лицо над раскрытой книгой. Рядом с ней — вероятно, младший брат. Судя по всему, он все еще не умеет читать и терпеливо ждет, пока сестра продолжит рассказ…
Как позже вспоминал художник: «Грубо собранные полки, дощатый барьер, на который наступают дети, скромно нарисованные книги и газеты на столе – вот впечатления, которые легли в основу картины».
Тяжело было держать планку
Понятно, что молодой артистке приходилось поддерживать ту высокую планку, которую она себе поставила. Достигнув огромного успеха, Шевандронова стала искать свой ракурс отражения жизни в потоке нового советского жанрового искусства. Кроме того, ее творческие коллеги, уверенно дышащие ей в затылок, сумели вывести бытовой жанр на новый эстетический уровень.
Оригинальность давалась нелегко. Ей пришлось много и усердно работать, найти свой путь, выбрать свой стиль, только свой. Особенно хорошо у художника получались портреты детей. Искусствоведы считают, что Ирине Шевандроновой удалось продолжить линию детских картин, созданных такими мастерами, как Василий Тропинин и Орест Кипренский, художники-передвижники, и ее современник Аркадий Пластов.
Можно с уверенностью сказать, что путь Ирины Шевандроновой пролегал по традициям русских художников, поэтому она и осталась столь любимой публикой. А ее картина «В сельской библиотеке (Читатели)» известна по множеству ее репродукций в учебнике «Русская речь».
Ирина Шевандронова
Народная артистка РСФСР Ирина Шевандронова (1928–1993) принадлежала к поколению художников-шестидесятников, но всегда избегала сложных и напряженных социальных тем. При этом в ее произведениях всегда сохранялся дух времени, чувствовались особенности эпохи и настроения.
Среди ее учителей был педагог, воспитавший целую плеяду советских художников, Василий Васильевич Почиталов. Рассказывают, что однажды, глядя на эскиз Шевандроновой, Василий Васильевич вдруг сказал: «Я, может быть, и не знаю, кто это сделал — ты или мастер кисти». Но это здорово!
Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и более чем в 20 других музеях России. Работы Шевандроновой также находятся во многих частных коллекциях в России и за рубежом.
При подготовке публикации были использованы следующие материалы:
Сайт Государственной Третьяковской галереи.
Сайт “Советская живопись”
В. МАНИН Журнал «Художник» № 8, 1984 г.
Наталья Швец
Предыдущая публикация серии «Сто шедевров живописи» — «Пруд и подземелье. Демьяново»: хуторской пейзаж Аполлинария Васнецова
-сообщает www.vao-mos.info
#сельской #библиотеке #дипломная #работа #приобретенная #Третьяковской #галереей
Читать, как было на самом деле:
0 Comments