Советы отпускникам: Неизвестные лица музыкального гения: Дворжак всю жизнь хотел изобрести паровоз


Где провести отпуск:

Он вставал в пять утра, отправлялся на восьмикилометровую прогулку и во время нее записывал на манжетах музыкальные идеи. Он любил железную дорогу и игру в карты. Гениальный композитор Антонин Дворжак определенно не был обычным человеком.

С момента рождения Антонина Дворжака (1841–1904) в доме № 1. 12 в Нелагозевсе в Среднечешском крае ожидалось, что, как и все его предки по отцовской линии, он тоже однажды станет мясником. Тем более, что он был старшим из девяти детей. Но мальчик с раннего детства шел совсем в другом направлении. Отец не только мастер-мясник, но и музыкант-любитель, и талант сына не может ускользнуть от него. У местного учителя музыки Йозефа Шпитца (1809-1866) вскоре появляется новый ученик, и вскоре он настолько хорошо овладевает игрой на скрипке, что даже выступает перед публикой.

Отодвинут в сторону ради его же блага

Антону было 12 лет, когда он переезжает в Злонице, что в 15 километрах отсюда, к своему дяде Антонину Зденьке. Историки тщетно ломают голову над тем, почему ученик начальной школы на самом деле ушел из дома. Видимо, потому, что большой семье было трудно сводить концы с концами, и Антонин Зденек был готов помогать хотя бы какое-то время, прежде чем остальные члены семьи тоже переедут в Злонице. Но молодой Дворжак определенно не чувствует себя отстраненным. Напротив, жизнь в Злонице станет решающим моментом в его жизни. Здесь же живет педагог Антонин Лиман (1808–1879), который решил вырастить из талантливого мальчика настоящего музыканта.

Так много нот, так много ударов

Антонин Лиманн мастерски играет на многих инструментах и ​​передает свое искусство перспективному ученику. Он водит его на концерты, организуемые в замке поместья Кински, отправляет петь в хор местной церкви, учит не только играть на скрипке, но и добавляет орган или фортепиано и не забывает изучать теорию музыки. . Вместе с ним Дворжак в 1854 году сочинил свое первое произведение — польку «Незабудка». Но Лиман определенно не является мягким и снисходительным педагогом. “Те, кто не смог что-то сыграть, получили столько пощечин, сколько было на нотном листе. Прежде чем человек смог это правильно посчитать, у него на голове уже было три шапки!Позже Дворжак вспоминал. Но он не дает себя сломить и отравить и в 16 лет по рекомендации своего учителя уезжает в Прагу, чтобы продолжить обучение в органной школе.

Под управлением Сметаны

В то время Пражская органная школа существовала уже более четверти века и составляла конкуренцию консерватории, которая не обучала многому из того, что хотел юный Дворжак, то есть игре на органе, композиции или дирижированию. Дворжак завершит учебу через два года, в 1859 году, публичным концертом, на котором представит, помимо прелюдии и фуги Баха, два собственных сочинения. А через три года с этого момента он уже играет на альте в оркестре Временного театра в Праге, где пробудет девять лет. Со своей кафедры он внимательно наблюдает за тем, как поживает дирижер, уже известный в то время композитор Бедржих Сметана (1824–1884). Однако на тот момент Антону было еще далеко до славы. На данный момент он подрабатывает, давая уроки игры на фортепиано.

Между двумя женщинами

Обучение игре на фортепиано приносит Дворжаку не только деньги, но и любовь. Он влюбляется в свою ученицу, будущую актрису Жозефину Чермакову (1849–1895), но она не отвечает ему взаимностью. К счастью, у него есть не менее очаровательная сестра Анна (1854–1931), которая моложе его на пять лет. Она также близка к искусству, однажды станет прекрасной оперной певицей. А с 1 ноября 1873 года она также является женой Дворжака, хотя ее отец, богатый пражский ювелир Иржи Чермак, представлял себе для своей дочери лучшего жениха. Поскольку закон на тот момент установил совершеннолетие в 24 года, получить соответствующее разрешение до вступления в брак необходимо только 19-летней и беременной Анне. У пары постепенно рождается девять детей, и поначалу они живут в настоящей нищете, поскольку доходы Дворжака как органиста в церкви Св. Войтеча в Нови-Место не хватает для семьи. А еще композитор кормит и другие голодные шеи – своих голубей.

Платите мне голубями!

Дворжак любит голубей. В своей летней резиденции в Высокой в ​​Пршибрамском крае он позже становится страстным селекционером и старается представить на своем чердаке как можно больше видов. Оказавшись в Англии, когда ему предстоит определить размер гонорара, он предпочитает деньгам шесть пар племенных голубей. Во время пребывания в Нью-Йорке он регулярно ходит в Центральный парк кормить голубей, а когда пишет домой из Америки, никогда не забывает поинтересоваться состоянием любимого сада и состоянием голубей, добавляя подробные инструкции, как заботиться о них…

Композитор не будет продан

Бедность уходит, когда многообещающий композитор получает государственную стипендию в размере 400 гульденов, присуждаемую исключительно талантливым артистам. В то время в состав стипендиального комитета входил немецкий композитор Иоганнес Брамс (1833–1897), который был одним из крупнейших сторонников Дворжака. В этот момент между двумя музыкантами возникает дружба, которая продлится до конца их жизни. Брамс порекомендовал Дворжака берлинскому композитору Фрицу Симроку (1837–1901), и в этот момент ход судьбы изменился. В 1878 году Дворжак отправил Симроку свои «Славянские танцы», которые пользовались успехом во всей Европе. Однако их отношения не всегда идеальны. Соблазненный коммерческим успехом, Симрок требует легких композиций, а композитор желает масштабных оркестровых композиций. Да и с комиссиями не все в порядке, Симрок экономит, насколько это возможно. “Большая разница, нужна ли сотня богатому издателю или у меня и моей большой семьи ее нет.“, – возмущается Дворжак. В конце концов он отдает предпочтение английскому издательству Novello, где находит художественную родственную душу.

Хорошо оплачиваемый директор

В конце концов, Англия – это земля обетованная для Дворжака. В 1884 году его пригласили в Лондон, где он дирижировал своим вокально-инструментальным произведением Stabat mater перед 12 000 зрителей в знаменитом Королевском Альберт-Холле. Премьеру своего Реквиема он даже представил в Бирмингеме в 1891 году, отечественного исполнения чешскому зрителю пришлось ждать год. Однако в 1892 году в жизни Дворжака наступил еще один переломный момент. Оно начинается с письма, пришедшего из США. Основательница Американской национальной консерватории в Нью-Йорке Жанетт Турберова (1850–1946) предложила Дворжаку должность директора этого престижного учреждения. После некоторых колебаний композитор соглашается, и семья переезжает за границу. Заслуга в этом принадлежит, прежде всего, госпоже Анне, которая уговорила мужа отправиться в поездку, заметив в письме упоминание о зарплате. Предложенные 15 000 долларов в год в 25 раз превышают текущий доход Дворжака.

Вдохновение на вокзале

Америка очаровывает Дворжака с первого момента. Уже в порту он очарован пароходами, которые теперь прибавляет к своим любимым паровозам. Ведь еще маленьким мальчиком он много времени проводил на месте строительства железной дороги через Нелагозевес. “Я бы отдал все симфонии, чтобы изобрести паровоз», – заявляет он однажды. Иногда он жертвует целым днем, чтобы добраться до 155-й улицы на Нью-Йоркском транзитном транспорте и увидеть экспресс, идущий из Чикаго или Бостона. Ведь даже в Праге его шаги во время длительных прогулок всегда первым делом с утра направлялись к станции Франтишка Юзефа, где он вел долгие задушевные споры с машинистами и записывал все новости, связанные с железной дорогой. Говорят, что свою знаменитую «Юмореску» он написал в поезде под впечатлением от ритма прохождения железнодорожных путей. Историки считают эту информацию неподтвержденной, но кто знает… Ведь, например, основная тема Седьмой симфонии пришла в голову композитору на вокзале во время прибытия праздничного поезда из Будапешта, и он сочинил одну из частей его Реквием под названием «Лакримоза» в поезде по пути в Лондон.

Рыцарь в конце своей жизни

Джин Тербер мечтает развивать американскую музыку и рассчитывает на поддержку своего нового директора. И Антонин Дворжак начинает искать вдохновение в индийских и афроамериканских мелодиях. Его учеником становится Гарри Берли (1866-1949), один из первых чернокожих композиторов. Он подрабатывает в консерватории уборщиком и во время работы поет спиричуэлс, которые очаровывают чешского композитора. “Я часто пел для него, и прежде чем он начал сочинять, он наполнил свой разум духом старых спиритуалов.», – вспоминает Берли. Однако через три года Дворжак, преследуемый тоской по дому, возвращается в Богемию и становится профессором Пражской консерватории. В то время его музыку уже играли по всей Европе. В апреле 1901 года император Франтишек Юзеф I (1830–1916) возвел его в дворянство с рыцарским титулом Риттера фон Дворжака, композитор принял на себя руководство консерваторией и заседал в Палате лордов рейхстага в Вене. Но знаменитому человеку остались лишь последние годы жизни. 1 мая 1904 года он скончался от инсульта и был похоронен в Славине на Вышеградском кладбище Праги.

Эту и другие интересные статьи вы можете найти в журнале HISTORY Revue.

Автор: © ИСТОРИЧЕСКОЕ ревю / Людек Пржигода

Поделитесь статьей на Facebook


Понравилось? Не забудьте расшарить!

186
186 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend