Присоединиться
*
*
*

Leave the field below empty!

Московская соцсеть

Мой Леонид Бажанов  ►


Публикация в группе: СМИ Москвы

5 минут для чтения

Смерть искусствоведа и основателя Государственного центра современного искусства Леонида Бажанова потрясла арт-сообщество. Его уважали и любили, наверное, все, кому посчастливилось с ним познакомиться, он создал нынешний русский художественный мир в том виде, в котором он существует сейчас; Сегодня, 14 января, в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 состоялось прощание с Леонидом Бажановым. «Москвич Маг» собрал воспоминания друзей и коллег о том, как много сделал Бажанов для мира искусства.

Андрей Ерофеев, искусствовед и куратор

Умер Леонид Александрович Бажанов. Для всех своих близких друзей, знакомых и людей, вообще его не знавших, он был просто Леней. Бытовое уменьшительное очень подходило Бажанову, хотя и резко контрастировало с социальной функцией ответственного человека, которую он выполнял на протяжении всей своей жизни в московском художественном сообществе. С конца 1960-х Леня был художником, искусствоведом, популярным лектором и знатоком этого маленького мира, где едва ли не главной социальной и творческой идеей было противостояние власти. Леня оказался единственным, кому не помешала эта аксиома, оставаясь верным своему окружению, начав сотрудничество с официальными структурами и постепенно заменяя взаимные оскорбления дискуссиями. Сначала руководитель клуба, затем учредитель творческого объединения, затем директор Центра современного искусства, а затем и руководитель ведомства с полномочиями заместителя министра культуры. Если Дмитрий Пригов примерил на себя роль деятеля культуры, то Леня захотел и стал настоящим культурным деятелем, отмывая это звание своим именем и действиями от грязи, подлости и глупости, которыми его обременяла советская номенклатура.

За несколько лет службы Леня совершил культурную революцию в нашей сфере – институционализировал альтернативное искусство как новый этап национальной культуры после соцреализма. Появился Государственный центр современного искусства с филиалами, а в различных музеях появились отделы новейших течений. Леня радикально изменил ход международных культурных обменов. Мир увидел еще один вид искусства под российским национальным флагом, который благодаря Лене стал пополнять коллекции российских музеев. И современное искусство с Запада поехало в Москву. Биеннале – это тоже Леня; открытие первых художественных галерей. Он, конечно, не один и не всегда на первых ролях. Но весь процесс происходил под его руководством.

Он был нашим первым министром культуры. Как Луначарский. Хотя нет, Лене вряд ли бы понравилось такое сравнение. Как Мальро* — здесь! После Мальро на этом посту сменились десятки политиков. Но люди культуры помнят Мальро. То же самое и с Леней. Его будут помнить как единственного настоящего деятеля культуры первых десятилетий новой России. Бажанову удалось реализовать огромный для страны проект, отменить который невозможно. Спасибо, дорогая Леня. до свидания

Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia

В 1986 году Бажанов при поддержке легендарного коллекционера Леонида Талочкина и группы молодых художников создал в Москве самодеятельное творческое объединение «Эрмитаж», которое базировалось в областном выставочном зале в Беляево. В течение года в этих стенах состоялось около десятка выставок, на многие из которых стояли очереди, поскольку здесь демонстрировалось искусство, которое нельзя было увидеть больше нигде. Выставка «Ретроспектива московских художников. 1957–1987» в двух частях, где впервые была построена последовательная история неофициального искусства с основными именами, в том числе такими, которые в то время вообще не приветствовали иммигрантов, такими как Оскар Рабина впервые широкой публике было представлено новое поколение – от группы «Мухомор» до Анатолия Журавлева и бумажного архитектора Юрия Аввакумова. Важно, что именно Эрмитаж был. первым опробовал формат кураторской выставки – с темой и концепцией, как, например, выставка «Жилище».

Источник: The Art Journal Russia.

Надя Брыкина, коллекционер, основатель Музея нонконформизма

Все понимают, что мы многим обязаны Леониду: весь мир современного российского искусства существует благодаря ему. Я бы не решился в одиночку создать Музей нонконформизма (Музей нонконформизма открылся на Мясницкой, 24/7, стр. 2, летом 2023 года. – «Москвич Маг»). Я был уверен, что Леня всегда будет со мной. Он меня очень поддерживал, ценил мою работу, устраивал презентации моих публикаций в ГЦСИ. У нас была долгая и настоящая дружба. Было много разных совместных проектов: помню его «Метагео», который мы показывали в Цюрихе. С Леней всегда было легко, спокойно, интересно. Мне хотелось его спрятать, наблюдать за ним и слушать бесконечно… Мне было важно узнать, даже на выставках, его мнение, теоретическую основу вещей, к которым я сам интуитивно приходил в коллекционировании. Это был замечательный человек высочайшей культуры, с тончайшей душой, обладавший даром видеть и анализировать увиденное.

1 марта мы открываем проект в Музее нонконформизма, который будет посвящен памяти Леонида Бажанова. Он начнется с выставки произведений художников 1950-х и 1960-х годов под названием «Пробуждение». Этот период для России ознаменовался пробуждением нового мира, требовавшего нового языка. На выставке будут представлены работы художников того времени, показавших мир, стряхнувший застывшие краски соцреализма. В том, что этот важный период остался в истории и не был полностью утерян, во многом заслуга Леонида Бажанова, который открыл этот мир, организовав первые выставки этих художников, и всю свою жизнь честно и самоотверженно служил этим идеям.

Юрий Альберт, художник

Сэр, Леня Бажанов мертв. Я знал его с шестнадцати лет — видел его в мастерской Алика Меламида. Ему было около тридцати – красивый, модный, коротко стриженный, с бородой. Даже, кажется, с трубой. Денди, а не хиппи. И как ни странно, Леня почти не изменился. Трудно поверить.

Юрий Аввакумов, художник

Леню Бажанова я знаю давно, с момента создания Эрмитажа, любительского объединения, которое потом переродилось в центр современного искусства, затем в Государственный центр современного искусства с филиалами по всей стране, а затем умер. . Все умирает рано или поздно. Вот и все. Мы все такие.

Леня не любил, когда его называли Леонидом, особенно Леонидом Александровичем. Моя жена Алена дружит с ним с 1970-х годов, и благодаря ей мы встречались чаще, чем если бы они не были старыми друзьями. Собственно, именно в Эрмитаже я познакомился с Аленой. Представлен Бажанов. Помню также, как резко он отказывал некоторым местным цензорам, пришедшим в Синдикат, снимать на экраны произведения художников, эмигрировавших из Советского Союза. Мне тогда казалось, подумаешь, сними несколько работ, и они отмоются, но Леня был абсолютно категоричен в своем отказе. Теперь я понимаю, насколько он был прав. Он чудесным образом сочетал в себе хрупкость, скоротечность, кажущуюся необязательность своего присутствия в этом мире и строгую магнетическую ориентацию на собственный полюс вечности, где утверждались его моральные принципы. Он не оставил после себя десятков книг и сотен статей. Бажанов был принят в Союз художников на основании устных докладов, кажется, единственный раз в истории искусствоведческого факультета. Он был одним из странников, если тех странствующих поэтов можно отнести к современному искусству.

В роковые 1980-е и 1990-е годы, а также до и после его резиденция на Малой Грузинской сама была центром современного искусства, который посещали директора многих мировых музеев, художники, галеристы и коллекционеры. Здесь начинались выставки, определялись карьеры и просто хорошо выпивали. Каким-то образом, несмотря на весь хаос богемной жизни, в доме сохранялся идеальный порядок. За многие годы нашего знакомства в нем ничего не изменилось. Лишь работы художников на стенах изменили некоторые из них прямо отсюда в знаменитые коллекции. Однажды, пьяная, я сорвала висевший на кухне желтый абажур, оставив голый каркас, который Леня укрыл цветами. Так оно и висит там тридцать лет. Голый каркас.

Марат Гельман**, куратор и галерист

Бажанов умер. Фактически Леня придумал «Галерею Гельмана». Он пришел ко мне после успешной выставки украинского трансавангарда и сказал (35 лет назад): «Тебе надо открыть галерею». Я ему сказал: «Что за галерея, это не Нью-Йорк, здесь нет коллекционеров». А он мне сказал: «Твоя работа — создавать выставки и гулять с художниками, как хочешь, а я буду приводить тебе клиентов». Я поверил этому. Открыл галерею. За все это время он не привел ни одного коллекционера. Но этот обман изменил мою жизнь.

Татьяна Арзамасова, художник

Мужчина мог пройти по грязи в чистом плаще. Даже капли чужих падений не остались и не прилипли к нему.

Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ/Fotodom

________________________________________

*Андре Мальро – министр культуры в правительстве де Голля.

**Признан в РФ иностранным агентом, включен в список террористов и экстремистов.

-сообщает moskvichmag.ru
#Мой #Леонид #Бажанов #Москвич #Маг

Читать, как было на самом деле:

МОСКВИЧ:

не в сети 5 месяцев

Мужик

ПРивет, мужики! Болеть некогда!
Публикации: 680Присоединиться: 11-08-2024
Адрес странички: https://moskvichi.net/author/man/
  • Галерея пользователя
  • Гостевая пользователя
Галерея пока пуста

Пока никто ничего не написал


Like it? Share with your friends!

42

0 Comments

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

*
*
Присоединиться
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля