Впервые полотно Сергея Герасимова «Колхозный праздник» было представлено вниманию зрителей на выставке «Индустрия социализма». Художник написал ее в 1937 году, а показал в марте 1939 года на ВДНХ. И эта картина не затерялась среди двух тысяч произведений искусства, представленных на выставке. «Колхозный праздник» выглядит как полотно, словно сотканное из отдельных кусочков. Своих персонажей художник разместил на холме, что дало ему возможность развернуть перед глазами публики широкую панораму, видную далеко сверху... «Колхозный праздник» Как ни странно, картина, написанная на столь заурядную тему, сразу же оказалась в центре споров и скандалов. Критики зашумели: не все понятно и в то же время все детально продумано! Были и те, кто пытался упрекнуть художника в том, что он недостаточно глубоко исследовал тему. Были и другие, критиковавшие Герасимова за подробное изображение пейзажа. Лично меня больше всего удивило то, что некоторые искусствоведы пытались найти что-то общее в этом произведении Герасимова со знаменитой картиной Александра Иванова «Явление Христа народу». Ну скажите, а истории Иванова и Герасимова чем-то похожи? Другой вопрос, что правила построения композиции никто не отменял. Словом, понадобилось время, чтобы картина «Колхозный праздник» заняла достойное место среди лучших картин периода советского соцреализма. Кстати, обратите внимание: на картинке нет улыбающихся лиц. Все модели выглядят серьезными и сосредоточенными. И в то же время это не встреча, а настоящий коллективный праздник... Зритель невольно наполняется радостью, когда видит приготовленный стол и сидящих за ним людей. Благодаря свету полотно насыщается различными цветовыми оттенками. Свет придает белой скатерти синий оттенок, а белые рубашки, блузки и шарфы выглядят иначе. Герасимов полностью отказался от бурного проявления чувств и жестов, что придавало полотну особый колорит. Руки моделей спрятаны за фигурами соседей или за краем стола. Искусство Сергея Герасимова. Искусство Сергея Герасимова – это прежде всего блестящие образы современной жизни и культуры. Но особое место в его творчестве занимает картина «Колхозный праздник», прославившая своего автора. Оно правильно отвечало существовавшим тогда требованиям. Время потребовало, чтобы внешне все выглядело великолепно. Хотя в тот момент советская деревня переживала тяжелые времена – «раскулачивание», коллективизация, голод… В тридцатые годы Герасимов работал в разных уголках Советского Союза: на нефтяных промыслах в Баку, в Архангельске, на строительстве Беломорско-Балтийского канала, в Кисловодске... И свои впечатления он переносил на холсты. Однако природа все же становится ему ближе всего, это очень заметно, когда смотришь на картину «Зима». Кроме того, он также много работал в области книжной иллюстрации. Создает графические серии по произведениям «Церна вверх тормашками» Михаила Шолохова, «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова. Во время Великой Отечественной войны директор Московского художественного института Герасимов был эвакуирован в Самарканд. Там он задумал картину «Мать партизана». Над полотном он работал семь лет, но оно стало самой узнаваемой работой художника. В послевоенные годы Герасимов обратился к темам русской истории, написал картины «Бунт Пугачёва» (1945), «Кутузов под Бородином» (1952). И вновь он обращается к книжной иллюстрации: «Гроза» Александра Островского, «Капитанская дочка» Александра Пушкина, «Дело Артамонова» Максима Горького. Продолжая традиции русского лирического пейзажа, Герасимов пишет вдохновенные картины родной природы: «Лед ушел» 1945, «Цветы вербы» 1950, «На переправе» 1954. О заслугах художника Сергей Васильевич Герасимов (14 [26] сентябрь 1885, Можайск Московской области — 20 апреля 1964, Москва) — русский, советский живописец и график, один из главных московских художников сталинского соцреализма, педагог. Один из первых действительных членов Академии художеств Советского Союза (с 1947), доктор искусствоведения (1956), профессор. Долгое время он был президентом Московского Союза советских художников. С 1958 года - Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии (1966 — посмертно). Работы мастера находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Институте русского реалистического искусства, Красноярском государственном художественном музее. В.И. Суриков, Таганрогский художественный музей. При подготовке публикации были использованы следующие материалы: Сайт Симферопольского художественного музеяСайт Государственной Третьяковской галереи.Профиль С.В. Герасимова на официальном сайте Российской академии художеств. Наталья Швец Предыдущая публикация серии «Сто шедевров живописи»: Василий Перов: «Никита Пустосвят. Спор о вере» -сообщает www.vao-mos.info #Колхозный #праздник #прославил #автора #художника #Сергея #Герасимова Читать, как было на самом деле: