Юрий Александрович Завадский был не только выдающимся режиссером и педагогом, а также художником по творческому складу, но и артистом, одним из любимых учеников Станиславского.
В день 230-летия Александра Грибоедова не можем не поделиться фрагментом воспоминаний Завадского о том, как он работал с К.С. Станиславским над ролью Чацкого в спектакле МХТ «Горе от ума» и фото Завадского в этой роли.
«Помню, как Константин Сергеевич, работая со мною над монологом Чацкого “А судьи кто…”, стремился добиться от меня решения простой и необычайно трудной задачи. Я должен был на каждом спектакле этот вопрос как бы заново, как в первый раз задавать своим партнерам по сцене, Фамусову и Скалозубу. Каждая фраза, каждое слово должны были стать для меня не текстом роли, а тем, что Станиславский называл действенным мыслеобразом. Каждая реплика раскрывалась им в глубоком идейном и конкретно жизненном содержании и непременно в действенной целеустремленности. Иначе он не мыслил себе искусства.
“За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…”. Кто эти люди? — с пристрастием допрашивал Константин Сергеевич. Что предстает в вашем сознании, когда вы о них говорите? Решение К. С. Станиславский искал в реальной действительности. Он прибегал к помощи своего личного жизненного опыта. Находил в своей памяти людей, рассказывал о них, оживляя рассказ своим актерским мастерством. Он изумительно верно воспроизводил их внешний облик, привычки, повадки. Он помогал мне увидеть этих людей, чтобы потом я мог говорить о них как о реально существовавших. Я должен был, как актер, воссоздать подлинную жизнь, чтобы текст стал словесным выражением жизни, ее конкретным действием».
0 Comments