В качестве корреспондентов газеты «Правда» Кукрыниксы вошли в состав делегации, представлявшей Советский Союз на Нюрнбергском процессе. Сделанные ими рисунки составили серию «Из зала суда».
Это шаржи на Геринга, Гесса, Риббентропа, Розенберга и прочих участников процесса, чьи лица за долгие годы войны художники успели изучить по фотографиям и кинохроникам.
Подсудимые располагались на расстоянии 10-12 метров от мест, отведенных освещавшим процесс журналистам. Художникам приходилось пользоваться большим полевым биноклем, который всё время переходил из рук в руки.
В один из дней из уважения к мастерам комендант Дворца юстиции нарушил строгие правила процесса и разрешил им поочередно присутствовать на заседании суда, разместившись значительно ближе к скамье подсудимых. П. Крылов отказался, а М. Куприянов и Н. Соколов воспользовались возможностью рассмотреть лица обвиняемых с близкого расстояния, увидеть их глаза.
Кукрыниксы стремились к тому, чтобы «характерность каждого «портрета» была выражена предельно, будь то жестокость, хитрость, тупость, игра в безразличие, развенчанность при сохранившейся позе «вождя»; чтобы, глядя на рисунки, зритель поверил в правдивость изображения даже таких деталей, как руки и одежда».
Выставка «Кукрыниксы» (https://vk.cc/cF4oPb) организована РОСИЗО при поддержке Президентского фонда культурных инициатив (https://vk.cc/cfUwoM).
0 Comments