#happy_birthday_mos


Наша постоянная рубрика «С днем рождения!»

5 ноября 1878 года – ровно 145 лет назад – родился Кузьма Сергеевич Петров-Водкин

Человек с самого начала был главной темой искусства Петрова-Водкина. В его творчестве с самого начала стал складываться определенный тип портрета. Индивидуальные черты каждого человека, его характерность как бы отступали на второй план, но не исчезали. В портрете жены, исполненном в 1913 году, женщина предстает как спокойный, вдумчивый наблюдатель, гармонически принимающий окружающий мир. Эта же выразительность взгляда есть и в собирательных портретных образах Петрова-Водкина («Казачка», «Желтое лицо», «Работница»), но большую глубину и внутреннюю одухотворенность она получает в индивидуальных портретах с их более сложной и тонкой духовностью, интеллектуальностью. Такова сдержанно-возвышенная и строгая «Анна Ахматова» – одна из вершин портретного искусства Петрова-Водкина. В синеве умных, влекущих своей загадочностью глаз Ахматовой, в ее задумчиво-печальном самоуглубленном взгляде раскрыта духовная красота человека и поэта.

Искусствовед Л.В. Мочалов писал о Петрове-Водкине: «В отличие от мастеров авангарда Петров-Водкин не утопичен, а мифологичен. «Купание красного коня» – произведение символистское, основанное на известных архетипах (вспомним хотя бы «Медного всадника» Фальконе). Но символизм его питается истоками национальными: историей и географией России, ее двусторонне ориентированным менталитетом, объединяющим в образах коня и всадника два начала: былинной старины (конь словно сошел с древнерусской иконы) и нового, послепетровского времени (отрок решен в духе строгих рисунков Александра Иванова), наконец, стихийной народной интуиции (конь явно наделен «тайным разумением»: вспомним сказочных Сивку-Бурку, Конька-Горбунка, былинных богатырских коней) и пробуждающегося, рефлексирующего индивидуального сознания. Но при всей обобщенности найденной художником пластической «эмблемы», отношения между конем и всадником достаточно просты: всадник и управляет конем, и прислушивается к нему».

Петров-Водкин родился в Саратовской губернии в семье сапожника. Большая часть жизни художника связана с Санкт-Петербургом: в северной столице он жил в 1900-30-х годах и умер в 1939 году. Но и Москве нашлось место в творчестве Петрова-Водкина. В 1895 году молодой художник приехал в Петербург и поступил в Центральное училище технического рисования барона Штиглица «в числе первых учеников». Однако не удовлетворенный направлением этой школы Петров-Водкин в 1897 году перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице (на фотографии), где учился в течение семи лет до 1905 года и получил звание неклассного художника. Он усиленно работал, его рисунки получали «первые категории», этюды нравились и преподавателям, и товарищам по мастерской. По общеобразовательным дисциплинам он заметно опережал своих приятелей.

Из всех преподавателей (а учился он у Н.А. Касаткина, К.Н. Горского, А.Е. Архипова, Л.О. Пастернака) наибольшее влияние оказал на него В.А. Серов, в мастерской которого он работал. Петров-Водкин всегда с любовью и уважением вспоминал своего учителя. В училище завязалась творческая дружба художника с будущими единомышленниками в искусстве – П.В. Кузнецовым, П.С. Уткиным и М.С. Сарьяном. В 1900 году Петров-Водкин работал на керамическом заводе Н.П. Сорохтина в селе Всехсвятском под Москвой. В 1902 году за картину «Семья сапожника» он был награжден медалью. Затянувшаяся учеба в училище объяснялась разными причинами: отчасти необходимостью заработка, но больше страстным увлечением Петрова-Водкина литературой, отнимавшей много сил и времени. И после окончания училища он на первых порах настолько был захвачен литературным творчеством, что не сразу сделал выбор в пользу живописи. Пьеса Петрова-Водкина «Жертвенные», навеянная драмами М. Метерлинка, была поставлена на театральной сцене и имела успех у публики.

Решающей оказалась встреча художника с В.Э. Борисовым-Мусатовым, следуя совету которого Петров-Водкин уехал осенью 1905 года для дальнейшего совершенствования в Италию и Францию. После возвращения в Россию в 1908 году художник жил в основном в Петербурге и в Москву приезжал изредка для участия в выставках и других мероприятиях. Первая выставка в Первопрестольной столице состоялась в 1909 году. С 1910 по 1923 год Петров-Водкин был членом и постоянным экспонентом «Мира искусства». На выставках «Мира искусства» 1912 и 1913 годов в Москве он продемонстрировал картины «Купание красного коня» и «Мать», имевшие громкий успех. До революции Петров-Водкин также принимал участие в выставках Союза русских художников в Первопрестольной столице. В 1913 году художник сотрудничал с московским Театром К.Н. Незлобина (Театральная пл., 2). В 1936 году в Государственном Русском музее в Ленинграде, а годом позже в Москве прошли персональные выставки произведений Петрова-Водкина.

#happy_birthday_mos 
#happy_birthday_mos 
#happy_birthday_mos 
#happy_birthday_mos 
#happy_birthday_mos 
#happy_birthday_mos 
#happy_birthday_mos

Понравилось? Не забудьте расшарить!

22
22 понравилось

1 Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend