6 минут для чтения Кампус Бауманки Новостройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой расположена Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, многие десятилетия она оставалась в своеобразном подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка. Новый кампус — это достаточно радикальный ответ на вопрос, что делать с историческим районом, который дали авторы проекта — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и Fiero TVO. Здесь все работает на контрасте, новые здания не имитируют старые. Наоборот, они спроектированы в ультрасовременном стиле - например, к острому, драматичному углу Конгресса теперь примыкает монументальное здание бывшей химической лаборатории, построенное в конце XIX века по проекту Льва Кекушева. . зал Основные здания группируются вокруг внутренней площади, перекрытой мембранным куполом – это напоминает ансамбль Sony Center на Потсдамерплац в Берлине. Это одно из самых известных зданий объединенного Берлина, спроектированное Хельмутом Яном. Посвящение это или косплей, зависит от отношения читателя к автору проекта «Бауманки». Новый закон о культурном наследии Общежитие и клуб хлопковой фабрики В ноябре 2024 года Москва приняла новый закон о культурном наследии. Самая скандальная его часть касается так называемых идентифицированных культурных наследий (ИКН), это статус на пути к полноценным памятникам. Они охраняются (или должны охраняться) как ОКН, но после историко-культурной экспертизы им может быть присвоен полноценный статус памятника. Согласно новому закону, если к 1 июля 2025 года эти здания не получат статус полноценных ОКН, они будут сняты с охранных списков. По данным Архнадзора, в Москве сейчас "1728 выявленных, то есть не включенных в реестр зданий ОКН региона и ожидающих своей участи - а это примерно четверть всего московского наследия". Есть памятники, находящиеся в таком промежуточном состоянии со времен Лужкова, например, вестибюли станции метро «Динамо» Дмитрия Чечулина, и даже советские, как, например, общежитие хлопчатобумажной фабрики автора дома Наркомфина Моисея. Гинзбург. , на проспекте Мира. Учитывая, что за последние годы под охрану принято лишь несколько зданий, значительная часть ранее выявленных ОКН может оказаться под угрозой сноса. Чашки, конусы и так далее. Бизнес-центр «Шелепиха» Бывший мэр Юрий Лужков противопоставил серость (по его мнению) советской модернистской архитектуры постмодернизму, который на тот момент уже не был важен в мире, а его московская версия граничила с китчем. Он так и сказал, мол, ТЦ «Атриум» закроет «плоскую грань» Курского вокзала. Нынешний мэр Сергей Собянин публично не демонстрировал свои архитектурные вкусы, но определённая тенденция прослеживается явно – коробчатые, предельно функциональные формы контрастируют со сложными модными образами. Новые проекты должны, прежде всего, иметь узнаваемый силуэт и развитую фасадную пластику, все остальное зависит от градостроительной ситуации, фантазии архитекторов и бюджета заказчика; Сообщается, что в Москве построят здание в форме чашки или конуса, а также здания Г- или П-образной формы. Из уже построенных зданий примером такого подхода является одна из башен комплекса «Хидэ» в 1-м Сетуньском проезде – золотая и витая. «Moscow Towers»: новый небоскреб в «Москва-Сити» Почему-то появление нового небоскреба Москва Тауэрс в Москва-Сити произошло как-то незаметно. За последние годы в городе появилось столько высотных зданий, что очередным небоскребом никого не удивишь. На фундаменте (в буквальном смысле) недостроенной ратуши лужковских времен по проекту Михаила Хазанова было построено здание по проекту известного немецкого архитектора и инженера Вернера Зобека. Только такой мастер, как Зобек, мог создать совершенно новый проект, используя уже имеющиеся основы. Несмотря на попытки придать ему интересный силуэт, отсылающий и к зубцам Кремлевской стены, и к зданию СЭВ, и к той же недостроенной ратуше, он получился архаичным. Видимо, это еще одна причина отсутствия к нему внимания. В октябре небоскрёб наконец попал в поле зрения прессы, в основном деловой – тогда было известно, что его приобрела РЖД, и компания разместит здесь свою штаб-квартиру. Модернизм под угрозой НИИ «Дельта» Здания послевоенного модернизма, построенные с 1955 по 1991 годы, с одной стороны, являются модной темой, с другой – наиболее уязвимой частью архитектурного наследия. Лишь немногие здания этого периода имеют статус идентифицированных ОКН и власти и собственники не видят в них ценности, которую они доказали в 2024 году и словом, и делом; Так, было снесено несколько зданий бывших научных объединений, наиболее интересным из которых является проектный офис Московского вертолетного завода им. Миля в Сокольниках. Начался снос бывшего НИИ «Дельта» — городской достопримечательности высотой 132 метра на развилке Щелковского шоссе и Сиреневого бульвара. Весной снесли бывшую гостиницу "Мир", входившую в ансамбль бывшего Совета экономической взаимопомощи - дом-книжку в конце Нового Арбата. А осенью стало известно, что видимо саму «книгу» могут снести. К возможным потерям можно отнести Цирк на проспекте Вернадского — в 2024 году прошел конкурс на его реконструкцию, цель которого — «превратить цирк в многофункциональную бытовую площадку», что, очевидно, не обойтись без сноса. Московский белый камень. Новое здание РАНХиГС Термин «Белокаменная Москва» в последние годы приобрел совершенно новый смысл. В городе появилось много невысоких и средних зданий, внешний вид которых можно охарактеризовать следующим образом: куб или параллелепипед с панорамным остеклением, вертикальными делениями и покрытием из светлого камня или бетона, иногда с некоторыми декоративными элементами типа каменных скульптур. Это стало универсальным архитектурным решением: с одной стороны такое здание выглядит элегантно и благородно, с другой — оно вне времени (то есть не надоест быстро) и нейтрально, поэтому может стоять где угодно. В 2024 году к довольно длинному списку таких зданий пополнилось еще одно – на Чистых прудах построено новое здание РАНХиГС, спроектированное агентством «Прайд». Узкие округлые стены здания представляют собой корешки книг, на которых выгравированы имена авторов, написанные разными шрифтами. Пешеходные мосты Пешеходный мост через Водоотводный канал. В 2024 году в Москве появились два новых пешеходных моста. Первый, скромный, но важный, через Водоотводный канал от стрелки острова, который иногда называют Балчугом, иногда Золотым, до Крымской набережной. Мост довольно миниатюрный, всего 58 метров в длину, элегантный и чем-то неуловимо напоминающий конструкции испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Техническая особенность моста – расположенное в центре ребро жесткости – также было преобразовано в элемент ландшафтного дизайна – на нем разместили скамейку. Второй мост – через Яузу – соединяет основную территорию МГТУ. Бауман и его новые общежития. Он создан по всем правилам современного градостроительства – по-настоящему интегрирован в городскую среду, обслуживает как пешеходов, так и велосипедистов, а также имеет места для развлечений – на мосту построен амфитеатр. Новые станции метро Станция «Потапово». Москва не удивит не только новыми станциями метро, но и новыми линиями - за последние годы появились Солнцевская, Некрасовская и конечно Большая Кольцевая. В 2024 году к ним добавилась Троицкая, ведущая в Новую Москву. Здесь проектировщикам в основном пришлось работать с самой распространенной конструкцией – станциями мелкого заложения с двумя рядами колонн. Архитекторы «Мосинжпроекта» показали, что у них есть фантазия: «Генерал Тюленев» стал асимметричным, а «Тютчевская» стала деконструктором, часть колонн осталась без покрытий. На другом полюсе — модная станция «Потапово» Сокольнической линии, построенная по индивидуальному проекту — первая подземная отапливаемая станция в Москве. Образ «Потапово», созданный при участии Даши Намдаковой, апеллирует к архитектуре Нормана Фостера и Захи Хадид. Третьяковская галерея на Кадашевской набережной. В 2024 году наконец открылось здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Планировка, фасады и интерьеры здания разрабатывались десятилетиями разными коллективами архитекторов, которые постоянно вносили в проект новые изменения. Результат получился крайне неоднозначным по масштабу, новое здание напоминает Третьяковскую галерею на Крымском валу, а по стилю — исторические здания в Лаврушинском. Выставки Выставка «Архитектура для людей» в Зотов-центре В конце года в Москве открылись две выставки, на которых архитекторы пытаются поговорить «к народу». Первый: «Музей места. Взгляд архитекторов XXI века» - в Музее архитектуры, который в этом году отмечает свое 90-летие. Директор музея Ольга Шашкова и куратор Анна Мартовицкая попросили архитекторов «выразить самый важный и близкий образ музея архитектуры им». Поскольку задача была очень расплывчатой, а круг участников широк — «59 ведущих архитекторов России», — работа получилась весьма неравномерной. Несмотря на масштабы проекта, выйти за рамки внутрицехового мероприятия не удалось. Выставка сделана достаточно безразличной к посетителю – нет деления на части, драматизма и информации об авторах, в общем, всего того, что делает современную выставку выставка. Второй проект с не особо оригинальным названием «Архитектура для людей» в Зотовском центре – полная противоположность. Куратор модного бюро «Мегабудка» попросил еще 10 московских офисов сделать инсталляции, посвященные 10 разным эмоциям. Посетитель попадает в лабиринт из 10 инсталляционных комнат, которые эмоционально (а местами даже физически) захватывают посетителей. Фото: stroi.mos.ru, Максим Мухин, архитектурное бюро «Апекс», Towers.moscow, агентство «Москва», Shutterstock.com, пресс-служба Москомархитектуры -сообщает moskvichmag.ru #Лучшие #здания #станции #мосты #построенные #или #снесенные #Москве #году Читать, как было на самом деле: