Самый известный эпизод этого сочинения — вступление, озаглавленное «Хаос».
Премьера «Стихий» состоялась в 1737 году; автор служил при короле Людовике XV. В целом эта сюита изящных танцев по языку вполне соответствует нормам своей эпохи, однако «Хаос» даже сегодня поражает слух диссонантным, «авангардным» звучанием.
Публикуем фрагмент из книги Ляли Кандауровой «Библейские мотивы», которая начинается главой о «Стихиях» Ребеля:
«Хаос» открывается массивным диссонантным аккордом: чудовищно плотным, абсолютно статичным, лишённым какой-либо тональной или функциональной ориентации. Он одновременно нестроен и незыблем; аморфен и агрессивен; сверхнаполнен — и звеняще пуст. В XX в. такой аккорд — звуки гаммы, взятые в одновременности, — назовут кластером: буквально «аккордом- сгустком».
Обрушиваясь на слух, хаос начинает в буквальном смысле расширяться — кластер пульсирует, сначала тяжело, потом быстрее и быстрее, пока страшный вибрирующий комок звуков не распадается и мы не оказываемся свидетелями борьбы составлявших его стихий. Землю — самый плотный из элементов — Ребель изображает в виде густых, обрывистых басов; вода — плавные, струистые ходы духовых; ветер — высокие пронзительные флейты с их трелями, пересыпанными паузами; огонь — взрывчатые, искрящие пассажи скрипок.
Всё это — аккуратно подписанное в партитуре, но без труда узнаваемое для слуха — звучит попеременно и одновременно, переплетается и отталкивается, вспыхивает и наваливается, извергается и течёт, пока, наконец, с превеликим усилием не достигает согласия в финальном мажорном аккорде. Этот миг удовлетворения — настоящее «посмотрел Бог на всё, что Он создал, — оно было весьма хорошо». «А теперь можно танцевать», — как бы добавляет Ребель.
8 ноября, Камерный зал
Билеты:
Книга «Библейские мотивы»: