Икона «Благовещение» из собрания @museumsp является списком древней новгородской иконы «Благовещение Устюжское», привезенной в Московский Кремль из Новгорода во время царствования Ивана Грозного (в настоящее время икона хранится в Государственная Третьяковская галерея).
На ризничной иконе имеется характерная иконографическая особенность древнего образа — поверх складок мафория на груди Пречистой Девы Марии помещен воплощенный Младенец Иисус Христос. Младенец изображен почти невидимым, сливающимся с темным мафорием Божией Матери (по-видимому, именно так, с почти потухшим изображением Младенца, выглядела древняя икона в XVI веке). В синем полукруге неба в верхней части фона помещена полуфигура Иисуса Христа в образе старца – Ветхого Денми.
На полях серебряного чеканного оклада иконы – накладные киотчатые дробницы с гравированными черневыми изображениями. Оба венца и городчатую коруну Божией Матери украшают драгоценные камни в гладких высоких оправах – изумруд, сапфир, аметист, шпинель, альмандин и бирюза. На накладных дробницах – изображения Божией Матери «Агиосоритисса, или Молебная», Святой Троицы, Иоанна Предтечи, мученицы Иулиании, преподобного Иоанна Лествичника и священному- ченика Василия Херсонесского, ангела-хранителя и святой Анастасии.
Дробницы на иконе изображают святых, соименных членам семьи Ивана IV Васильевича Грозного.
Икона могла быть написана по заказу княгини Ульяны Палецкой, жены младшего брата царя Ивана Грозного, в связи с рождением долгожданного ребенка, сына Василия.
Икону можно увидеть в экспозиции «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков»
ИКОНА. БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Вклад в монастырь царя Ивана IV Васильевича Грозного. Москва. Мастерские Кремля. Середина XVI века. Дерево, серебро, бирюза, изумруд, сапфир, альмандин, аметист, шпинель; темпера, чеканка, резьба, эмаль, чернь, золочение, шлифовка
#ризница
0 Комментариев