30 марта 2024 года в сольной программе Элисо Вирсаладзе сопоставит советскую музыку с классикой фортепианной литературы XIX века.


Два крупнейших сочинения в ней отстоят друг от друга почти на девяносто лет. Первая соната Иоганнеса Брамса — его ор. 1 — была создана 20-летним юношей в разгар эпохи романтизма. Соната № 7 Сергея Прокофьева — зрелая работа, которая увидела свет во время Великой Отечественной войны.

Конечно, эти авторы принадлежат разным эпохам и говорят несхожими музыкальными языками. Соната Брамса с чудесной медленной частью на мотив немецкой песни о восходящей луне полна нежности и сдержанного достоинства, тесно связана с миром Бетховена. Ткань музыки Прокофьева плотнее и жестче, она пересыпана диссонансами и взрывчата (в первой части сонаты есть ремарка quasi timpani — «как литавры»).

При очевидных различиях интересно искать между двумя работами общее. Оно в атлетизме и мужественности, предельной компактности, подчеркнутой внятности мысли. В эпизодах подкупающей лирики и «бегучих» токкатных финалах.

В программе Вирсаладзе сонаты окружены миниатюрами: это пьесы Ференца Листа — концертный этюд Il lamento («Жалоба») и знаменитое Утешение № 3, а также шесть музыкальных моментов Франца Шуберта — эталонный романтический цикл «остановленных мгновений» в звуке. Вместе эти сочинения могли бы составить воображаемый сюжет о хрупкой связи времен, грусти, милосердии, преодолении зла — впрочем, благодаря абстрактной и гибкой природе инструментальной музыки он будет своим для каждого слушателя.

Билеты:


Понравилось? Не забудьте расшарить!

234
234 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend