В течение десяти лет с 1918 по 1928 год семья Олсуфьевых, интересы которой объединяла любовь к искусству, истории и российским древностям, была тесным образом связана с Сергиевским музеем.
Граф Юрий Александрович Олсуфьев получил образование в Петербургском университете. Сферой его интересов на протяжении жизни стало искусствоведение, предметом изучения – памятники Древней Руси. Как признанный знаток древнерусского искусства Ю.А. Олсуфьев в 1907–1918 гг. состоял членом Императорского Московского археологического общества, объединившего научные силы России в деле сохранения ее исторического наследия.
Накануне революции 1917 года семья Олсуфьевых переселяется на жительство в Сергиев Посад, под стены Троице-Сергиевой лавры. С появлением постановления новой советской власти о национализации Лавры и передачи ее в ведение Музейного отдела Наркомпроса в конце 1918 года Юрий Олсуфьев одним из первых включается в работу по созданию музея. Он был включен членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918–1924), с 1925 по 1928 г. выполняет обязанности научного сотрудника Сергиевского историко-художественного и бытового музея (эксперта, хранителя).
Благодаря его кропотливым исследованиям обширного и малоизвестного на тот момент художественного собрания Лавры, многие коллекции –икон, драгоценной богослужебной утвари – получили научное описание, были систематизированы и введены в научный оборот. К 1927 году вышли в свет 12 описей художественных памятников Лавры, большинство из которых принадлежало авторству Ю.А. Олсуфьева. Уже первые из них (описи икон, крестов, лицевых изображений и орнамента книг ризницы), опубликованные в 1920–1921 гг., спустя годы заслужили оценку «наиболее ценных в области изучения древнерусского искусства за все время революции» изданий. С участием Ю.А. Олсуфьева разрабатывались первые проекты музейного преобразования Лавры, создавались первые музейные экспозиции.
Рядом с Юрием Александровичем в его трудах всегда была супруга и соратница– Софья Владимировна Олсуфьева (1884–1943). Впечатления от соприкосновения с миром семьи передают воспоминания современника, знавшего чету Олсуфьевых в Сергиевом Посаде: «Юрий Александрович был на работе всегда подтянут, аккуратен, исполнителен, молчалив, погружен всецело в свои занятия… Таким же молчаливым, серьезным был он и дома. Так же много работал по вечерам над своими научными трудами… Без Софьи Владимировны он не обходился ни минуты, всегда ему надо было чувствовать ее присутствие…». И присутствие это не ограничивалось частной жизнью.
Супругов объединяло общее дело, которому они посвящали силы и знания – древнерусское искусство, церковная археология. Как и Юрий Александрович Софья Владимировна являлась сотрудницей Наркомпроса с поручением «фотографировать для Музейного отдела». На первых порах молодой музей в Троице-Сергиевой лавре остро нуждался в специалистах разного профиля, в частности в области фотосъемки. К фотоделу в музее была привлечена и Софья Владимировна, которая на любительском уровне увлекалась фотографией. О ее помощи Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры известно, что она «делала качественные фотографии с икон и церковных предметов, так что и ей нашлось дело по душе».
Впоследствии, покинув навсегда Сергиев Посад и Сергиевский музей,в разных уголках России Олсуфьевы продолжат изучать состояние православных храмов, сохранность фресок, икон, церковной утвари. Будут фиксировать и исследовать памятники в музеях, закрытых церквях и монастырях. География поездок охватит почти все города Европейской России и Русского Севера. Совместный труд Юрия Александровича и Софьи Владимировны Олсуфьевых стал большим вкладом в развитие науки реставрации, в дело сохранения культурного наследия и остается примером подлинного служения русской культуре.
Старший научный сотрудник отдела «История и культура Сергиево-Посадского края XIV–начала XX вв.» к.и.н. Маргарита Александровна Гаганова
#спмз #именинник_дня