С 12 сентября 2024 года по 26 января 2025 года в Новой Третьяковской галерее пройдет выставочный проект, посвященный 140-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Моргунова (1884-1935), художника-экспериментатора, друга и близкого партнера Михаила Ларионова Казимира. Малевич и Владимир Татлин.
Блестящий мастер, стоявший у истоков русского авангарда, Алексей Моргунов оказался недооценённым современниками и последователями. Причиной этого мог быть его характер (отсутствие лидерских амбиций, «непродвижение по службе»). Выставочный проект не только показывает масштаб таланта Алексея Моргунова, но и подчеркивает его роль в искусстве ХХ века.
Художник родился в семье известного пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова (брак был гражданским, сын взял фамилию матери). В Строгановском училище он получил прекрасное профессиональное образование. Определяющим фактором в его творческом становлении стала поездка в Европу в 1909 году, знакомство с новейшими течениями в живописи – фовизмом и прокубизмом. Мягкая тональная манера первых эскизов сменилась открытым, звонким колоритом и «ограненными» контурами форм.
Моргунов одновременно работал над стилистически и тематически разнообразными циклами, рисуя завсегдатаев парижских бульваров и посетителей русских кабаков и магазинов, находя для каждого мотива острый, выразительный язык. В 1912-1913 годах он сблизился с создателем неопримитивизма Михаилом Ларионовым и стал одним из организаторов группы «Ослиный хвост».
Важную роль в творчестве Моргунова сыграло его знакомство с французским кубизмом в 1913 году. От портретов и натюрмортов в духе нового направления, где предмет либо скрывается, растворяясь в контурном пространстве, либо принимает необычные геометрические формы, художник постепенно пришли к полуобъективным композициям.
Моргунов дружил с Казимиром Малевичем и в 1915 году стал свидетелем зарождения супрематизма, создания первых супрематических картин, в том числе «Черного квадрата», однако искусство чистой абстракции его не вдохновляло. Наиболее близкой к супрематизму работой Моргунова является обложка несостоявшегося журнала «Интернационал искусства» (1919), где фигура человека, напоминающего авиатора, помещена в супрематическое пространство, а также текст, несущий идею мирового единства. художников-новаторов.
Революционные годы для Моргунова были полны напряженного труда. Он публиковал статьи в газете «Анархия», вместе с Владимиром Татлиным ушел из анархистов и начал службу в Наркомпросе, участвовал в авангардной реформе образования, преподавал в Государственных мастерских свободного искусства и во Вхутемасе.
В середине 1920-х годов, вернувшись к фигуративности, он начал искать новые подходы к воплощению изменившейся действительности. В начале 1930-х годов он много путешествовал по Советскому Союзу: Кемерово, Урал, Кавказ, Крым. Поздние пейзажи и натюрморты Моргунова убеждают в его верности идеалам европейского модернизма.
Выставка в Третьяковской галерее — первый персональный показ работ Алексея Моргунова. В подготовленном к открытию монументальном каталоге представлены картины, акварели и рисунки из более чем 30 музеев и частных коллекций, в том числе крупнейших коллекций Узбекистана (Нукус) и Казахстана (Алматы). Особый интерес представляют фотографии утраченных произведений мастера 1913-1919 годов. Были опубликованы теоретические и критические тексты, написанные Моргуновым в разные годы, а также воспоминания о художнике.
Подробности можно узнать на сайте организаторов: https://www.tretyanovgallery.ru/exhibitions/o/aleksey-morgunov/
Фотографии мероприятия
Отзывы о мероприятии-выставке «Алексей Моргунов. В числе первых»
См. также события
На нашем сайте вы найдете всю информацию об организованной выставке «Алексей Моргунов. В числе первых».
«Кудамоску» — интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.
Кудамосков в курсе всех событий, которые будут происходить в Москве.
Если вам известно о мероприятии, которого нет на сайте, сообщите нам!
-сообщает kudamoscow.ru
#Выставка #Алексей #Моргунов #числе #первых
Читать, как было на самом деле:
0 Комментариев