Василий Перов написал картину «Ботаник» в 1875 году и показал ее на IV передвижной выставке. Но публика и критики этого не оценили. В ГТГ она поступила лишь в 1910 году, и то по завещанию Михаила Морозова.
Один из современников художника в журнале «Мир иллюстрации» так охарактеризовал эту работу: «Луг, залитый теплыми лучами июльского солнца, и согбенная фигура жреца Флоры, вот весь сюжет этого жанра. <.. .> та же самая фигура, которая так печально белеет здесь, среди луга, едва ли не более впечатляла в лесу, в толпе мужиков, из которых какая-то перепуганная женщина с улыбкой, к удовольствию своих друзей. , дал бы ботанике – ну хоть соломинку: “Что это за цветок, хозяин?”
“Ботаник”
Критики называют «Ботанику» серией картин, посвященных теме охоты. На картине вы можете увидеть молодого учёного. Вероятно, он принадлежит к «среднему классу». Об этом говорит его одежда: черная шляпа, светлая куртка, темные брюки и бант. Герой обнаружил интересное растение и полностью сосредоточил на нем свое внимание, не замечая ничего вокруг. За его плечами стоит ящик, наполненный различными травами.
Рядом замерла гончая, верный спутник. Он поднял уши, что-то почувствовав. Напряженное тело и поджатая лапа говорят о готовности собаки защитить своего хозяина. Перов хорошо и довольно точно знал повадки и характеры собак и часто переносил их на холсты. Известно, что художник был заядлым охотником и любил этих умных, преданных животных.
Причем луг на картине тоже написан тщательно и с большой любовью. Василий Перов показал нам каждый листочек, каждый цветок и стебель… В своей палитре он использует охровые, золотые, красные, зеленые и коричневые оттенки, создавая своеобразный ковер из трав. Благодаря этому луг выглядит не столько как фон, сколько как самостоятельная часть работы.
Поворотный момент
В 1870-е годы Перов обратился к жизнеутверждающим темам, ставшим для него светом в череде мрачных и печальных рассказов предыдущего десятилетия. Как говорил писатель Иван Тургенев, он раскрывает мир «идеалистов, романтиков, энтузиастов и мечтательных людей», которые находят радость в чаще леса или на берегу реки, вдали от суеты мира.
Этот период стал переломным в жизни художника. Основной причиной этого стала семейная трагедия. Через короткое время умерла его любимая жена Елена Шейнс и двое детей. У Перова остался младший сын Владимир. Желая преодолеть боль утраты, Василий Григорьевич обращается к легким историям, напоминающим о детстве и беззаботных временах.
маленький человек
В 1869 году Перов приступил к работе над несвойственной для него картиной «Охотник за птицами». Здесь нет социального протеста и апелляции к жестокой реальности.
Герой этой картины – «маленький человек», занятой простыми житейскими заботами. Хотя «Птицелов» не содержит скрытого смысла, художник написал эту картину с душой и ностальгией по прошлому. Герои — лакей и благородный сын — звуками дудки привлекают к себе птицу. Умный старик терпеливо ждет. Но мальчик, готовый в любой момент захлопнуть дверцу клетки, едва может усидеть на месте.
Сейчас мало кто знает, что осенняя охота на птиц – давняя традиция еще со времен Древней Руси. А когда зима заканчивалась, в день Благовещения, птиц обязательно выпускали на волю.
Именно благодаря картине «Птицелов» Василий Григорьевич Перов получил почетное звание профессора. Потом будут «Охотники на привале», «Рыбак», написанные в 1871 году. Полотно «Голубятня», которое также можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. Есть еще «Ботаник» (1875).
Портреты Перова
В тех же 1870-х годах Перов обратился к портретному жанру. Его портреты отличает от работ коллег-творцов, прежде всего, то, что они не парадны, а домашние, наполненные уютом и спокойствием.
У Перова играли выдающиеся писатели XIX века: Александр Островский, Владимир Даль, Иван Тургенев, Федор Достоевский. Последнего художник представил в характерной для него «задумчивой» позе: скрестив ноги и сложив пальцы на коленях, писатель смотрит в пустоту.
Знакомые Достоевского, увидев этот портрет, сказали, что Федору Михайловичу, наверное, не стоит даже позировать. В этом положении он фактически надолго застыл в минуты раздумий.
Прощайте, «мигранты»
В 1878 году Василий Перов расстался с передвижниками. «Молодые вместе с Репиным вытесняют старых», — объяснил он свое решение. Художник начал экспериментировать с формами искусства. Он написал несколько исторических картин («Спор о вере», «Суд над Пугачевым», «Плач Ярославны»), обратился к библейским мотивам и продолжал писать удивительно точные портреты.
В 49 лет он заболел чахоткой и не смог справиться с тяжелой болезнью. За столь короткую жизнь Василий Григорьевич Перов успел написать более ста картин, многие из которых и сегодня можно увидеть в лучших музеях нашей страны.
Для информации. Василий Григорьевич Перов — русский живописец, жанрист и портретист, ведущий деятель реалистической школы второй половины XIX века. Академик (с 1866 г.) и профессор (с 1870 г.) Императорской Академии художеств, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
При подготовке публикации использовались следующие источники:
В. Перов: Выставка работ к 150-летию со дня его рождения / Сост. Н. Ю. Зограф и др.; Автор вступительной статьи — Вл. А. Петров. – М.: Советский художник, 1988.
Сарабьянов Д.В.Г. Перов и бытовой жанр 1860-х годов // История русского искусства. В 13 томах (1953–1969). / Под общей ред. И.Е. Грабарь, В.Н. Лазарев и В.С. Кеменов. – М.: Издательство Академии наук Советского Союза, 1965.
Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей. В 3-х томах – М.: Олма-Пресс, 2001.
Сайт Государственной Третьяковской галереи.
Наталья Швец
Предыдущая публикация серии «Сто шедевров живописи» — «Кочегар» Николая Ярошенко поразила всех.
-сообщает www.vao-mos.info
#Публика #недооценила #картину #Василия #Перова #Ботаник
Читать, как было на самом деле: