Публикация в группе: СМИ Москвы

рысью

Работа «Город Троки при лунном свете» написана Сократом Воробьёвым в 1856 году. В Третьяковскую галерею рисунок поступил в 1925 году из Государственной Цветковской галереи. На небольшом листе бумаги художник изобразил романтический ночной вид Троки, уездного города Вильнюсской губернии.

Троки — это современный Тракай в Литве. Он расположен на полуострове и островах, окруженных озерами. Сократ Воробьев выбрал для рисунка точку, с которой видна главная достопримечательность — церковь Явления Пресвятой Девы Марии, построенная в XV веке. Он перестраивался до 18 века. А вот известный всем туристам Тракайский замок на острове Гальве в то время лежал в руинах. Тот вид, который реставраторы предполагали ему в XV веке, был возвращен лишь в 1970-х годах.

Бумажный шар

Интересный момент. Создавая этот пейзаж, Сократ Воробьёв выбрал новый материал, появившийся в середине XIX века – бумажную лепешку. Что это? На заводскую бумагу с достаточно плотной основой было нанесено несколько тонких слоев штукатурки.

Слои тонировались, то есть покрывались различными оттенками серого, синего, зеленого или охры. Иногда тон, покрывающий лист бумажных гранул, менялся: от коричневатого или зеленоватого внизу до светло-голубого вверху. Аналогично были составлены планы будущей ландшафтной композиции: земля и трава в нижней части и небо в верхней. Темная бумага использовалась для изображения ночных сцен, а светлая – для дневных.

Многие художники использовали возможности бумаги. Например, с этим материалом часто работали Иван Айвазовский, Андрей Боголюбов и Алексей Саврасов.

Для пейзажа Воробьев использовал лист бумажной лепешки, покрытый темно-зеленым тоном, осветленный в средней части. Рисунок выполнен черным итальянским карандашом, более светлым графитным карандашом, а также акварелью и белилами. А для света луны художник использовал известный приём – соскабливал краску на белую основу.

Город Троки под луной

Сократо Максимович написал свой пейзаж в 1856 году, через год после смерти своего отца, известного художника Максима Воробьева.

Может быть, поэтому ночной пейзаж с луной на темном небе выглядит так грустно. Но как бы то ни было, глядя на него, мы словно прикасаемся к истории старого города, основанного в конце 13 века князем Гедиминасом.

Легенда гласит, что во время охоты принц наткнулся на холм с удобным географическим расположением и решил построить там замок. Он так и сделал, и вскоре сюда была перенесена столица из Кернова.

Великий князь Витовт сделал Трохию великокняжеской резиденцией, значительно расширил и укрепил ее. Именно здесь он собрал и подготовил армию к Грюнвальдской битве. Воробьев изобразил такое интересное историческое место. Смотришь на его рисунок и невольно погружаешься в далекое прошлое… Представляешь себе старую Трохию, рыцарей в доспехах. Но о красивых дамах почему-то не думаешь, хоть на небе и светит луна…

Художник Сократ Воробьёв.

Один из главных пейзажистов второй половины XIX века Сократ Воробьёв родился в семье художника Максима Никифоровича Воробьёва. Мой отец является наставником большой группы учеников Воробьевского училища, известного под его именем. Именно он научил сына рисовать и открыл в нем талант, который в основном проявлялся посредством акварели.

В 1833 году Сократ поступил в Императорскую Академию художеств. Он учился в классе пейзажной и перспективной живописи, опять же у своего отца. В 1836 году его работы были награждены малой и большой серебряными медалями, а в 1837 году — малой золотой медалью. А в 1838 году за картину «Вид осенней усадьбы графа А. Х. Бенкендорфа близ Ревеля» он получил большую золотую медаль. Через год он закончил обучение со званием художника XIV класса.

Столь успешная учеба дала право на пенсионную поездку за границу. Сократ отправился в Италию, где провёл шесть лет. Более того, по просьбе императора Николая I он создал альбом картин с итальянской точки зрения.

В 1845 году Николай I приобрел для императрицы Александры Федоровны серию графики Воробьева.

Возвращение домой

В 1849 году Сократ Максимович вернулся в Петербург и много выставлялся. В 1852 году он создал серию работ с видами пригородов русской столицы. В принципе, все у него сложилось хорошо… Но неожиданно умер отец, смерть которого глубоко переживала Воробьева.

Это не помешало ему занять место отца в Академии художеств, где он долгое время руководил пейзажным классом. Среди его учеников известные мастера второй половины XIX века: Иван Шишкин, Арсений Мещерский, Юлий Клевер, Евгений Дюкер и другие.

В 1872 году Воробьев вышел из академии по состоянию здоровья и поселился в имении Тюрмонтов Новоалександровского уезда Ковенской губернии. Там он провел свои последние годы, почти отойдя от бизнеса и совсем не рисуя.

Работы Воробьева находятся во многих музеях и частных коллекциях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, музее В.Д. Поленова, музеях Владикавказа, Воронежа, Сыктывкара, Минска, Риги и других.

рысью

При подготовке публикации были использованы следующие материалы:

Сайт Государственной Третьяковской галереи.

Погодин А.А. «В тени отца». Юный Сократ Воробьев (1817–1888) / А. А. Погодина // Исторический музей – энциклопедия русской истории и культуры. – М.: Государственный исторический музей, 2001.

Булгаков Ф. И. Воробьев, Сократо Максимович // Наши художники: (живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медалисты) на академических выставках за последние 25 лет: биографии, портреты художников и фотографии с их произведений: в 2 томах / Ф. И. Булгаков. – Санкт-Петербург. : Тип. А. С. Суворина, 1889. – Т. 1.

Власов В.Г. Воробьев Максим Никифорович // Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь: в 3-х томах / В. Г. Власов. – Санкт-Петербург. : Кольна, 1996. – Т. 2.

Воробьев, Сократ Максимович, Советская энциклопедия, 1951.

Воробьев, Сократо Максимович // Иллюстрированный словарь русского искусства: Энциклопедия / Под ред.-сост. Н.А. Борисовская. – М.: Белый город, 2001.

Энциклопедия русской живописи / Текст и сост. О. Ю. Николаев. – М.: «ОЛМА Медиа Группа», 2010.

Наталья Швец

Предыдущая публикация серии «Сто шедевров живописи» – «Иродиада» Ивана Крамского

-сообщает www.vao-mos.info
#Город #Троки #при #луне #Сократ #Воробьёв

Читать, как было на самом деле:

МОСКВИЧ:

От Московский озорной гуляка

статус Московский озорной гуляка

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*