После смерти последнего царя из династии Рюриковичей – Федора Ивановича, 17 (27) февраля 1598 года на престол вступил «худородный костромской боярин» Борис Федорович Годунов.


Его относительно недолгий период нахождения у власти для Троице-Сергиева монастыря стал поистине золотым. Ни до, ни после в обитель не жертвовали такого количества предметов, изготовленных из золота и декорированных большим количеством драгоценных камней.

«К образу всемогущей и живоначальной Троицы, в монастырь преподобного чудотворца Сергия» – фраза максимально ярко отражает духовные приоритеты Бориса Годунова. Не случайно самые роскошные вклады приложены им к иконе «Святая Троица» письма Андрея Рублева.

В 1599 году царь «обложил месной образ живоначальные Троицы златом и много ценным камением и драгим жемчюгом и всякою царскою утварию украсил». Великолепный оклад рублевской иконы, состоявший из венцов с корунами и рамы с лицевыми дробницами, поражал количеством и качеством украшений из разнообразно обработанного золота и серебра, драгоценных камней и жемчуга. С естественно-научной точки зрения оклад представлял собой настоящую минералогическую коллекцию разнообразно ограненных изумрудов, сапфиров, рубинов, шпинелей и множества других камней и жемчуга. Только в самом окладе, венцах и цатах с подвесками перечислено более 200 зеленых, красных и синих камней (во Вкладной книге названы изумруды, лалы, червчатые и лазоревые яхонты), среди них – более 70 изумрудов и несколько резных камней (гемм).

«Что касается иконы Троицы, стоящей по правую сторону алтаря, то драгоценности на венцах ангелов не имеют себе цены: на среднем венце круглый изумруд, величиною с пиастр-реал (полтинник); на изумруде вырезано изображение Троицы, то есть три ангела, Авраам, Сарра и трапеза; он не имеет себе цены и привлекает взоры всех красотою и тонкостью работы. Мы больше всего дивились на пелены икон; нам казалось, что сверху донизу все икона, что изображение на доске и шитье на материи – одно и то же. Красота венца увеличивается множеством образков в виде маленьких золотых солнц среди драгоценных каменьев и жемчуга..», – так писал об иконе в драгоценном окладе Павел Алеппский.

Оклад иконы «Святая Троица». Вклад в монастырь царя Бориса Федоровича Годунова в 1599 году. Москва. Мастерские Кремля. Конец XVI века. Цаты (вклад царя Михаила Федоровича) – 1626 год. Риза – 1754 год.

Золото, серебро, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, шпинели, гессонит, рубеллиты, кварц, сапфирин, хризопраз, стекло, жемчуг; чеканка, резьба, чернь

Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков». Филиал музея Ризница ( территория Троице-Сергиевой лавры)

#спмузейзаповедник #Ризница

После смерти последнего царя из династии Рюриковичей - Федора Ивановича, 17 (27) февраля 1598 года на престол вступил «худородный костромской боярин» Борис Федорович Годунов.

Первоисточник


Понравилось? Не забудьте расшарить!

315
315 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend