Застать Ваганьковское тихим и безлюдным – задача не из простых: множество людей посещают его, чтобы почтить память легендарных деятелей культуры, искусства и науки. И при этом, по сравнению с Новодевичьим, его довольно сложно назвать репрезентативным: здесь не так много, например, впечатляющих монументальных скульптурных композиций, всё больше – барельефы и бюсты.
Собственная история у этого захоронения тоже есть, и она довольно долгая. Так, название ему передалось от дворцового села Ваганьково, в XVI находившегося на месте Российской государственной библиотеки. Интересно, что там тоже жили люди, имевшие отношение к творчеству – это была слобода царских потешников, музыкантов, скоморохов. А если углубляться в этимологию, то Владимир Даль объяснял происхождение топонима так: существует глагол «ваганить», данный им в словаре с пометкой «вологодское», и обозначавший «баловать, шалить, шутить». Но это лишь одна из версий.
Кладбище при селе появилось ещё в 1696-м году. Однако задокументировали его существование на 75 лет позже – 24 марта 1771 года эту землю назначили для погребения умерших от эпидемии чумы. И долгое время Ваганьковское оставалось обычным городским захоронением: дворяне выбирали некрополи, строившиеся при монастырях. Только в конце XIX – начале XX века сложилась традиция, согласно которой это место выбирали для похорон творческой интеллигенции. Считается, что начало было положено после ухода из жизни художников Василия Сурикова и Алексея Саврасова.
Не секрет, что одно из самых известных захоронений на Ваганьковском кладбище – могила Владимира Высоцкого. Памятник для него был изготовлен скульптором Рукавишниковым, но сделать его сразу таким, каким он задумывался, не удалось – мастера строго ограничивали по размеру монумента. И исправить ошибки удалось только во время реконструкции в 2020 году.
Могила вполне могла занять место на Новодевичьем кладбище. Но, по словам современников, в ту пору Новодевичье было закрыто для свободного посещения – обычным людям для того, чтобы почтить память певца, потребовались бы пропуска, и потому Марина Влади отказалась его выбирать. И сохранились стихи Игоря Резголя, в которых говорилось:
«Твой последний сон не запрятали
На престижное Новодевичье.
…Ты туда не ходи на новенькое,
Спи среди своих на Ваганьково».
Не слишком далеко от памятника Высоцкому находится мемориал его известного коллеги – Леонида Филатова. Когда-то он вместе с Владимиром Семёновичем выходил на сцену Театра на Таганке, участвовал в постановке «Гамлет», играл Горацио. И именно таким, стоящим на театральной сцене между фигурных колонн, Филатова запечатлели в камне.
Также с точки зрения искусства примечательно захоронение Владислава Листьева, создателя телекомпании «ВИД». Его отмечает скульптура скорбящего ангела. А ещё обращает на себя внимание композиция, установленная на могиле Анатолия Тарасова – профессионального хоккеиста, неоднократного чемпиона СССР по хоккею с шайбой и тренера, воспитавшего великих мастеров спорта. Идея её оформления принадлежит дочери Тарасова, Татьяне Анатольевне – под портретным барельефом размещены вставки в виде хоккейных клюшек.
Рассказывая о Ваганьковском кладбище, нельзя не упомянуть о могиле Сергея Есенина. Но на данный момент увидеть её не получится – она находится на реставрации. И кроме того, посещают это место, чтобы почтить память артистов Андрея Миронова, Михаила Пуговкина, Александра Абдулова, поэта Булата Окуджавы, баскетболиста Сергея Белова – многих людей, оставивших свой след и в нашей культуре, и в наших сердцах.
#всеомоскве #москва #кладбища_москвы #история_москвы #архитектура_москвы