Сегодня расскажем историю появления литографской мастерской Троице-Сергиевой лавры.

Гравюра и литография как вид искусства и как составные издательской продукции приобрели достаточно устойчивое положение в русской церковной культуре 19 века. Литография – новый способ гравирования, изобретенный в 1799 году в Германии, – стала известна в России с 1810-х годов и очень быстро заняла ведущее место среди графических техник.

Появление литографии способствовало росту численности печатных заведений, выпускавших разнообразную по тематике продукцию. Но о деятельности большинства из них мало что известно. В Троице-Сергиевой лавре с 1843 по 1910 год действовала литографская мастерская — самостоятельное заведение со своим штатом сотрудников, своей системой производственных и финансовых отчетов, руководствовавшееся целостной издательской и творческой позицией. Из почти 70 лет ее деятельности самыми плодотворными были 1850—1870-е годы. Тиражи и разнообразие изданий были столь значительны, что доход от продажи «картин и образов» в лавках, часовнях самой Лавры и от выполнения монастырских заказов вырастал до 5000 рублей серебром, что ощутимо дополняло монастырский бюджет. Необходимо отметить, что наследие этой литографии – интересное явление в художественной жизни обители наряду с работой живописной и иконописной мастерской, успехами серебряников в XIX веке.

Творчество тех, кто трудился в мастерской, было связано с определенными событиями и художественными поисками в русской культуре середины и второй половины того столетия, что и нашло отражение в собственной издательской программе. Она включала несколько тем: образ преподобного Сергия Радонежского, историко-археологическая и историко-христологическая темы, образ Лавры и монастырская ведута, иконный образ.

Первоначально литографская мастерская была задумана как подсобное подразделение живописного цеха для издания средневековых иконографических образцов. Но вскоре планы изменились. В деятельности мастерской можно обозначить несколько периодов. Первый, организационный, 1840-х годов, связан с ее открытием и определением ее статуса — не столько подчиненного звена иконописной мастерской, сколько самостоятельного учреждения, то есть это был период самоутверждения, который должен был доказать, что при Лавре могла работать собственная печатня — она не только не обременяла монастырь расходами, а, напротив, существенно пополняла его бюджет.

Основной в изданиях того времени стала тема, связанная с личностью основателя Троицкой обители, которая никогда не прерывалась в монастыре и была наиболее зримым выражением почитания Радонежского чудотворца. Сначала десять лет ее разрабатывали в историко-мемориальном аспекте, входившем в более обширную историко-археологическую тему. Первые литографии связаны с публикацией личных вещей двух основателей монастыря — преподобных Сергия и Никона Радонежских. Мемориальные предметы несколько веков хранили в ризнице. В середине XIX века некоторые вещи преподобного Сергия перенесли в Троицкий собор и поместили в специальный шкаф-витрину у раки святого.

Эта серия из двадцати двух литографий имеет цензорскую подпись профессора Ф.А.Голубинского и дату — 1843 год. В нее вошли изображения двух фелоней, епитрахили, поручей, посоха, ножа и ложки, аналава от схимы, сандалий, деревянных потира, дискоса и тарелей, принадлежавших преподобному Сергию, а также евангелие, служебник, кадило, шелковая риза, деревянные потир, дискос и тарели преподобного Никона. К концу 1840-х годов было подготовлено альбомное издание этой серии, позже ставшее частью альбома «Древности Троице-Сергиевой Лавры».

Неизвестный литограф. Литография. Риза Преподобного Сергия Радонежского, из серии “Мемориальные памятники Преподобных Сергия И Никона Радонежских”. 1843 год. Сергиевский Посад

#спмз. #фонды_музея #ТСЛ #Преподобный_Сергий

Первоисточник

МОСКВИЧ:

От Москвичка

Я свободная женщина

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*