Музыка Чайковского для фортепиано с оркестром у многих ассоциируется лишь с царственной громадой Первого концерта.


Меж тем в концертном жанре Пётр Ильич мог быть и совсем другим — не только пылким лириком, но и блестящим денди: элегантным, остроумным экспериментатором.

Именно таким он предстает в Фантазии для фортепиано с оркестром, созданной в 1884 году, когда концерты № 1 и 2 уже увидели свет. Сложно поверить, но до сих пор эта развернутая — около получаса музыки — виртуозная работа плохо знакома слушателям, потому что звучит сравнительно редко.

В сезоне 1883/84 в Москве выступал ученик Листа, пианист-виртуоз Эжен д’Альбер. Впечатления от его игры натолкнули Чайковского на мысль о новом фортепианном концерте. Обычный трехчастный опус подчинялся бы симфонической логике — то есть темы в нем конфликтно взаимодействовали и развивались бы, словно герои романа, а форма была бы жесткой, крепко сбитой. В процессе работы Чайковский пришел к совсем другой, «фантазийной» архитектуре сочинения — текучей, свободной и легкой, основанной на ярких, эффектно тасуемых образах, как в театральном ревю; вторая часть Фантазии даже озаглавлена «Контрасты».

На премьере в марте 1885 года солировал 28-летний Сергей Танеев; Фантазия была популярна при жизни автора, часто звучала в Европе, а позже почти забылась — возможно, именно потому, что ее щегольское великолепие и изящная стильность контрастируют с художественной интонацией самых известных работ Петра Ильича.

25 марта 2024 года Фантазию исполнят Юрий Фаворин и МГАСО под управлением Александра Рудина. В монопрограмме из музыки Чайковского она окажется в обрамлении его сверхпопулярных работ — Полонеза из 3-го акта оперы «Евгений Онегин» и «Патетической» симфонии.

Билеты:


Понравилось? Не забудьте расшарить!

216
216 понравилось

3 Комментария

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend