«Барышня у пруда» как начало «Сомовой страны»  


Оказывается, в Москве


Константин Сомов написал картину «Дама у пруда» в 1896 году. Она вызвала ажиотаж в художественной среде и стала новой по форме и содержанию. В произведении не было такого привычного академического или мифологического сюжета. И это никак не было связано с господствующей в живописи темой передвижников…

Художник обратился для него к прошлому веку – XVIII веку. Это время было видно в костюме дамы и ее парике, но не в содержании полотна. Однокурсница Сомова по мастерской Ильи Репина Анна Остроумова-Лебедева вспоминала: «Я живо помню чувство изумления, удивления, а затем восхищения, когда он принес свой эскиз на данную Репином тему. Эта работа впоследствии стала называться «У пруда». . <...> Впечатление необычайной изысканности сочетания красок, великой свежести и тонкости и в то же время чего-то болезненного».

Сегодняшний зритель, смотрящий «Даму у пруда», ничего подобного не увидит. Перед ним предстанет тихий розово-золотой вечер. Изящная дама, лица которой не видно, высунула ногу в элегантной туфельке и кормит голубей. На другом берегу пруда можно увидеть здания, окрашенные в цвет охры, прогуливающуюся пару и темную стену парка. Полное впечатление такое, что перед тобой декорации для спектакля…

Константин Сомов

Константин Андреевич Сомов родился в дворянской семье. В доме Сомовых царила атмосфера любви к искусству. Мать, Надежда Константиновна, была «отличным музыкантом» и обладала красивым, сильным голосом. Отец, Андрей Иванович, математик по образованию, занимал должность хранителя коллекций Эрмитажа. В зрелом возрасте он собрал богатую коллекцию картин и графики. Большое место в нем отводилось творчеству художника-реалиста, мастера жанровой сцены Павла Федотова, которого он знал лично.

Так что изысканность Сомова, а все его картины невероятно тонки, возникла не на пустом месте. Увлекательные рассказы отца об искусстве, как позже вспоминал художник Александр Бенуа, вдохновляли мальчика. Кроме того, на формирование Сомова повлияли поездки в Париж, который он посетил в раннем возрасте. Свою роль сыграла и его страсть к театру. Именно поэтому зрителю иногда кажется, что перед ним театральная сцена. Кроме того, он создал множество из них…

В 1889 году юный Константин поступил в Императорскую Академию художеств, где его учителем стал передвижник Илья Репин. Учительница назвала Сомова «способным юношей», что было совершенно верно. За годы учебы он показал разные стороны своего таланта. Особенно он рисовал очаровательных арлекинов и дам XVIII века. В его небольших, изящных произведениях рождался любопытный мир прошлого.

После окончания Академии Сомов уехал на год в Париж, где собрался небольшой кружок русских художников: Александр Бенуа, Евгений Лансере, Леонид Бакст. Именно они познакомили начинающего мастера с творчеством влиятельного мастера модерна Обри Винсента Бердслея. Благодаря этому англичанину Сомов смог соединить в своих картинах декоративность, свободную нравственность «галантной эпохи» и принципы чистого эстетического искусства.

К сожалению, ранние произведения Сомова не сохранились. Но мы думаем, что они были не менее интересны, чем известные сегодня.

«Дама у пруда»

Привязанность к «старым мастерам» и любовь к старинным книгам осталась у Сомова на всю оставшуюся жизнь. Эту любовь он постоянно воплощает в акварельных жанровых сценах. Яркое тому подтверждение – прекрасная «Дама у пруда», написанная молодым мастером на вольную тему, предложенную Ильей Репиным.

Можно сказать, что именно эта картина, на которой изображена молодая женщина в высоком напудренном парике и пышном розовом платье с кольцами, стала началом так называемой «Сомовой земли». Именно в ней проявился интерес к ретроспективу, элегантности и утонченности, что и определило стиль художника.

Надо отметить, что всех поразило игнорирование обязательного сюжета. Это было первое проявление нового в искусстве, которое несли молодые художники-модернисты. Вскоре после написания в 1896 году «Дамы у пруда», первоначально называвшейся «У пруда», петербуржцы (и Сомов в их числе) создали художественное объединение «Мир искусства». Художники решили выступить против передвижнической литературы и политизации.

Позже Сомов участвовал в «Выставке русских и финских художников», где представлял западное направление русского искусства. В то же время его работы участвовали в зарубежных выставках, в том числе в Парижском Осеннем салоне. Однако больше всего его творчество понравилось немцам, предложившим Сомову публикацию его произведений в журнале «Югенд». Так Константин Андреевич стал ближе западному зрителю, чем российскому.

Однако его картины покупали Третьяковская галерея и Русский музей. Сам Сомов стал академиком. Более того, после революции студенты даже требовали его участия в руководстве художественной академией.

Эмиграция

Сомов спокойно отнесся к Великой Октябрьской революции. Кроме того, новое правительство было ему лояльно. Вот несколько примеров: благодаря наркому культуры Анатолию Луначарскому художник получил особую долю, а его богатая коллекция была взята под охрану государства. Вооруженные матросы не ворвались к нему в дом с обысками, протыкая и разрывая штыками все в резиденциях «буржуазной интеллигенции».

Однако Константин Сомов отказался от предложенной ему просветительской деятельности, оформления чужих книг и работы в неизвестных журналах. Но, после долгих уговоров, согласился участвовать в организации и проведении художественной выставки в Европе и Америке. В конце концов он остался там. Это произошло в 1923 году. Однако надежды на успех не оправдались.

Из Америки Сомов переехал во Францию, где прожил до своей смерти 6 июня 1939 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. К тому времени эмигрантская молодежь совершенно забыла о нем…

дама у пруда
К. Сомов. Дама у пруда. 1896. Третьяковская галерея.

При подготовке публикации были использованы следующие материалы:

В Пружане И.Н. Константин Сомов. — М.: Изобразительное искусство; 1972 год;

Голубев П. С. Художники русской эмиграции в критических высказываниях К. А. Сомова (по материалам его дневника 1925-1934 гг.) Вестник славянских культур. – Т. 33. – 2014. – № 3.

Голубев PS Константин Сомов. Дама снимает маску. — М.: Новое литературное обозрение, 2019.

Наталья Швец

Предыдущая публикация серии «Сто шедевров живописи» –
В акварели «У девственного дуба» Брюллов соединил пейзаж и жанровую сцену.

#Барышня #пруда #как #начало #Сомовой #страны

Читать, как было на самом деле:


Понравилось? Не забудьте расшарить!

94
94 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend