Пейзаж «Карнавал в Париже» Николай Тархов показал публике на Первой выставке Союза русских художников в 1903 году в Москве. После выставки Павел Эттингер написал в газете «Руса Ведомости»: «…обратим внимание на картины Н.А., которые приводят публику в замешательство. Тархов, что техника, которую он перенял у французских импрессионистов и довел до крайности, до сих пор не дает оправдывающих ее результатов».
На картине Николая Тархова «Карнавал в Париже» мы не увидим ни масок, ни ряженых. На смену им пришли разнообразные движущиеся люди, такси, лошади и повозки. И все это — люди, город и деревья, купающиеся в солнечных лучах.
Нельзя не заметить особенность живописи Тархова: если посмотреть на картину сбоку или издалека, она теряет цветовую насыщенность, приобретая мягкие, почти пастельные тона.
Русский художник Николай Тархов, приехавший во Францию в 1898 году, открывает зрителю свой Париж. И оно отличается от того, каким его видели другие художники и туристы.
Например, на полотне «Карнавал в Париже» он опробовал собственный композиционный строй. По вертикали у него всегда будет значительное возвышающееся здание, которое своими внушительными размерами создает контраст с миром «мобильных мужчин».
Карнавальный день в Париже
Главный день карнавала в Париже обычно приходился на 22 февраля. Говорят, что раньше королевская семья, желая принять в нем участие, вставала еще до рассвета, лишь бы успеть!
В целом в основе этого мероприятия лежит нерушимая традиция «праздничных и карнавальных обществ» при организационном участии определенных гражданских групп, корпораций и профсоюзов. Не могу не процитировать стихотворение неизвестного автора, написанное в XVIII веке:
Всегда на этих маскарадах
работники получают особое удовольствие.
Они сокрушаются: «Надо смотреть наши парады!
Вот о чем мы все беспокоились!»
Завтра мы вернемся к нашему обычному распорядку дня,
когда Марди Гра печально заканчивается,
будет трудно найти еду и питье,
И мы сделаем все возможное, чтобы восстановиться.
Карнавал в Париже – это еще и праздник парижской полиции. Кроме того, в нем поначалу участвовали простые люди, в основном представители различных гильдий. Например, мясники, прачки, бизнесмены, студенты. Однако подобное разнообразие можно встретить на карнавалах по всему миру. Как говорится, чем больше людей, тем веселее.
Карнавал
Более того, в период с 1952 по 1997 год в парижском карнавале была пауза. В это время слова «Карнавал в Париже» или «Карнавал в Париже» почти не произносились. Самое интересное, что сегодня многие парижане даже не знают о его существовании.
Они также не знают, что центральное место карнавала занимают определенные персонажи в характерных костюмах, которые появляются каждый год. Есть и традиционные карнавальные шутки. Эти действительно «старые анекдоты» сохранились с 17 века.
Вообще парижский карнавал вдохновил многих художников. Среди них Эдуард Мане, Клод Моне и другие. Так что Николай Тархов был не единственным, кого впечатлила оживленная деятельность на улицах города.
Парижский карнавал состоит из двух типов мероприятий: Аллея масок и шествия. В аллее масок в огромном количестве участвуют переодетые люди. Любопытные люди приходят посмотреть на них в определенное место и в определенное время. Вот что говорит об этом явлении историк Дюлор в 1787 году: «Рю Сен-Антуан славится великолепным конкурсом масок, который проводится каждый год в последний день карнавала и привлекает большое количество любопытных».
Другая часть праздника – парады и шествия. По словам того же Дюлора, в «последние дни карнавала» начались «тучные дни». Традиция зародилась еще в 18 веке. Перед Великим постом праздник открывался в четверг и заканчивался через пять дней, в Карнамардо…
Современный карнавал
В 1997 году карнавал возобновили группы Les Fumantes de Pantruches и Droit à la Culture. Они по-прежнему довольно активны и ежегодно организуют несколько мероприятий — Парижский карнавал и Парижский карнавал женщин.
С 2002 года карнавал также организует MACAQ – Движение за культурную и художественную жизнеспособность района. В 2007 году в нем приняли участие около 1500 человек и 10 000 зрителей. По данным организаторов, в 2009 году число увеличилось до 15 000 участников и 40 000 зрителей.
В 2010 году карнавал совпал со Днем святого Валентина и китайским Новым годом, а темой были невероятные пары. Но это городское мероприятие еще не достигло прежнего масштаба.
О художнике
Николай Александрович Тархов (1871-1930) — один из мастеров богатейшей плеяды художественных дарований и дарований начала ХХ века. Ему удалось создать свой собственный, яркий и динамичный стиль живописи.
Родился в Москве. Учился, но не окончил Московское училище живописи и рисунка и, поработав некоторое время в мастерской Константина Коровина, в 1898 году уехал в Париж. Таким образом, Тархов оказался в числе «иностранных эмигрантов», творчество которых по тем или иным причинам замалчивалось в советское время.
Несмотря на активное участие в художественной жизни России 1900-1910-х годов, имя Тархова на многие десятилетия было забыто. И только большая ретроспективная выставка в Третьяковской галерее в 2003 году вновь открыла для публики «его глубоко правдивое, искреннее, прекрасное творчество».
Работы Николая Тархова представлены во многих музеях и частных коллекциях. Они находятся в Государственной Третьяковской галерее, приобретшей работы художника с прижизненных выставок. Также работы художника находятся в коллекциях Государственного Русского музея (Санкт-Петербург) и Музея искусств Пти-Пале (Женева).
При подготовке публикации были использованы следующие материалы:
Выставка Бенуа А. Тархова // Речь. – 1910.
Бенуа А. Выставка современного искусства в Риме // Речь. – 1911.
Лейкинд О., Махров К., Севрюхин Д. Русские художники за рубежом. Биографический словарь. – СПб.: Нотабене, 1999.
Сайт Государственной Третьяковской галереи.
Наталья Швец
Предыдущая публикация серии “Сто шедевров живописи” – Публика недооценила картину Василия Перова “Ботаник”
-сообщает www.vao-mos.info
#Карнавальный #день #Париже #Пейзаж #Николая #Тархова
Читать, как было на самом деле: