У пьесы непростая судьба, но произведение стало классикой мировой литературы и до сих пор с успехом ставится на известных сценах мира и экранизируется. В чём же его феномен?
Первая постановка на сцене Александринского театра провалилась. Причем фиаско наблюдал сам Чехов. Он не выдержал и ушёл из театра до окончания спектакля, а на следующий день уехал из Петербурга в Мелихово. Он писал В. И. Немировичу-Данченко: «Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти, и я — по законам физики — вылетел из Петербурга, как бомба».
Но Немирович-Данченко уговорил Чехова на новую постановку «Чайки». 17 декабря 1898 года на сцене Московского художественного театра состоялась вторая премьера пьесы в постановке К.С. Станиславского. Она имела колоссальный успех. Чехов позже отблагодарил Немировича-Данченко медальоном с надписью: «Ты дал моей «Чайке» жизнь. Спасибо!»
«Комедия, три женских роли, шесть мужских, четыре акта, пейзаж (вид на озеро); много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», — писал Чехов в 1885 году, приступая к «Чайке». Классик вынашивал замысел «трагичнейшей комедии в русской комедиографии». Он хотел освободиться от штампов и пойти против условностей сцены, поэтому в его «Чайке», которая называлась комедией, смешного не больше, чем в жизни.
Пьеса Чехова не соответствует традиционным законам драмы. В нём отсутствуют сценическая интрига, на сцене происходят рутинные действия и малозначительные разговоры, а основные изменения в отношениях героев показаны как бы между прочим. Подлинный смысл диалогов зачастую содержится в подтексте. Комические эпизоды приобретают драматическое завершение, и наоборот.
Чеховская «Чайка» стала переломным произведением в мировой драматургии, абсолютно новаторским для своего времени. Перечитайте легендарную пьесу и насладитесь мастерством автора.
Познакомиться с разными изданиями «Чайки» вы можете в сети Московского дома книги и на сайте. (https://mdk-arbat.ru/)