Женщины Филиппа Малявина – удачно найденный мотив  


Публикация в группе: Обзор СМИ Москвы и МО

женщины

Филипп Малявин во многих картинах представил женщин, демонстрирующих дерзость и гордость. Его женщины — успешный, повторяющийся мотив. Они поражают зрителей своей яркостью, темпераментом, непосредственностью и одержимостью. Эти почти демонические крестьянки никого не оставляют равнодушными…

Женщины на картинах художника подобны фрагменту, вырванному из свингующего танца, искусно представленному на холсте. Именно такой образ мы видим на картине «Женщины (Зеленый платок)» в Государственная Третьяковская Галерея. Полотно купила в 1974 году Г. Л. Бесьядовская; оно пришло к ней от зятя русского и французского художника Левона Бенатова.

Малявин через цвет передал страсть дикой природы, ее бунтарство и неуемную силу. Автору в прямом смысле этого выражения удалось остановить момент. Шарф и юбка раздулись, как колокольчик. Сразу понятно, что через секунду женщина изменит свою позицию. А ее лицо, как иконическое лицо, темное и неподвижное, говорит о внутренней силе характера.

Малявин всегда сознательно уводит своих женщин из обыденной обстановки, превращая их в своеобразный символ.

русский дух

Когда смотришь на работы Филиппа Малявина, думаешь – это художник с истинно русской душой. Русский дух исходит из его полотен; можно услышать народные песни — широкие и свободолюбивые, как и изображенные на них женщины. Более того, живописец любил изображать жителей рязанских деревень в ярких праздничных одеждах. Видимо, именно их лица он считал исконно русскими. Или, может быть, была другая причина; теперь некому ответить.

Но его работы легко отличить от других. Они заметно выделяются на общем фоне и не представляют собой даже любви художника к киновари, кармину и бордовому цвету. В рассматриваемом изображении этого буйства красок нет. Дело в другом. Скорее всего, в этом привычном русском духе. Более того, когда Малявин эмигрировал в Европу, его женщины перестали быть русскими и стали выглядеть довольно карикатурно. Будто крестьянский сын из Оренбургской области потерял связь с землей своих предков и разучился рисовать родные лица. Как говорил Шаляпин: «Он еще хорошо рисует, но все сарафаны у него выцвели, и женщины стали какие-то изможденные, с исхудавшими лицами».

Справедливости ради надо отметить, что он был достаточно востребован в эмиграции и жил хорошо. Он поселился в Париже, где его хорошо помнили по предыдущим выставкам. Теперь меня пригласили как портретиста.

Чуть позже он переехал из Парижа в Ниццу и там тоже всё было прекрасно. Он выставлялся по всей Европе, а между тем, вместе с другими эмигрантами, ностальгировал по России.

Автор первой ленинской

Хочется вспомнить один эпизод из биографии Филиппа Малявина. Не мне, конечно, судить мастера, но, кажется, он тогда поступил некрасиво.

Малявин принял Октябрьскую революцию и легко вписался в нее. Власти его тоже приняли, хотя и национализировали имение. Однако у него не было проблем. Сначала занимался пропагандой, жил в Рязани, затем в Москве. В 1919 году ему даже удалось организовать собственную выставку в Рязани.

Туда согнали рабочих и крестьян, и Филипп, как вспоминает один из его друзей, взволнованно повторял: «Все эти люди — маршируют, посмотрите, а потом всем скажут, что Малявин — наш!»

В общем, он жил нормально, хотя и говорил всем, что на самом деле он не крестьянин, а внебрачный сын какого-то графа или князя…

В 1921 году Малявин в числе первых художников выиграл конкурс, организованный Наркомпросом накануне очередной годовщины Октябрьской революции. Ему была предоставлена ​​уникальная возможность «беспрепятственно посещать Кремль и особенно квартиру и его кабинет Владимира Ильича». 1 ноября 1921 года Малявин приступил к созданию натурных зарисовок Ленина.

Имеется около 40–50 листов разной степени завершенности. По большей части они носят схематичный характер, но целостность восприятия изображения от этого не теряется. Позже Пикассо восхищался отдельными работами графической серии «Малявинской Ленинианы».

Словом, новое правительство считало Малявина особенно преданным революции художником. Ему удалось побывать в Кремле и нарисовать с натуры вождей мирового пролетариата: Ленина, Троцкого и Луначарского. И он стал автором одного из первых ленинских…

отправление

Вскоре Малявин обращается к Ленину и Луначарскому с идеей организовать передвижную выставку и продажу своих произведений в Европе и Америке для сбора средств для голодающих в Поволжье, Крыму, Кавказе и других регионах страны. В своем обращении он пишет: «Прошу вас помочь мне в вышеуказанной цели, выехать для меня за границу и получить мои произведения от государственных учреждений и от частных лиц». Руководители поддержали идею, и Малявин с семьей и большим количеством работ уехал за границу.

В Берлине стали ясны истинные мотивы художника, ранее проявлявшего полную лояльность правящему режиму. Он дал обширное интервью эмигрантской газете, в котором нарисовал российскую действительность при большевиках в самых мрачных красках.

Интервью

В интервью Филипп Андреевич раскрыл причины отъезда из России: «Народ у нас смертельно уставший, бедный, дикий и запуганный. В деревне не увидишь ни мужчины, ни женщины в сапогах. Лапти и какие-то тряпки на плечах – это их обычный вид.Красных “баб” в ярких сарафанах вы там больше не увидите. <...> Футуризм, живописность и кубизм, царившие четыре года под покровительством Луначарского, теперь всем приелись. Даже яркие коммунисты требуют чего-то другого. В России сейчас возрождается то реалистическое искусство, лидером которого в 80-90-е годы был Репин.

В целом в творческих кругах России по-прежнему сохраняется глубокая усталость. Русское искусство, как и душа России, находится в состоянии смертельного истощения. <…>

Луначарский и его помощники по «арт-менеджменту» Штер.[е]Нберг и Альтман – убили русскую живопись так же, как вся советская власть убила прессу, школу, театр. Порции, пустяковый карьеризм, халтура — вот чем живут теперь художественные слуги в России…»

Самое интересное, что пока он давал интервью, он не убрал свои работы с выставки. Его поведение возмутило советские художественные и литературные круги: «Вот гр. Малявин. Либо вы откажетесь, причем публично, от своих слов или приписываемых вам, либо наберетесь смелости убрать свои вещи с русской выставки»…

Слушания

Это публичное заявление спровоцировало судебное разбирательство в Москве. Анатолию Луначарскому пришлось взять на себя личную ответственность за выезд художника из страны и дать объяснения: «Художник, о котором идет речь, был членом здешней организации революционных художников, сделал мой личный портрет и был принят товарищем. Ленин, который одно время лично ходатайствовал о своем выезде за границу, и вообще считался одним из самых революционных художников, поэтому обвинение в неосторожности в выезде таких художников, как Малявин, совершенно отпадает. <...> Прошу ГПУ и Иностранный отдел считать вопрос о возвращении Малявина в Россию решенным заранее в отрицательную сторону. <...> О въезде Малявина в Россию не может быть и речи».

В результате было принято решение не пускать Малявина в Советскую Россию. Однако он не расстроился. Наконец он придумал всю эту авантюру с выставкой, чтобы вернуться…

Вместо эпилога

В 1940 году художник создал заказной портрет в Брюсселе, оказавшемся под немецкой оккупацией. Его арестовали как советского шпиона. Однако Малявину удалось очаровать нацистов, и вскоре он был освобожден. До Ниццы нам пришлось добираться с приключением и практически пешком. Во время этого тяжелого путешествия Малявин заболел, а по прибытии домой 23 декабря 1940 года скончался. Похоронен на русском кладбище Кокаде в Ницце.

Небольшое примечание. Чтобы организовать достойные похороны художника, дочь Малявина была вынуждена продать многие его картины почти за бесценок.

женщины
Ф. Малявин. «Женщины (Зеленый платок)» 1914. Третьяковская галерея.

При подготовке публикации были использованы следующие материалы:

Александрова Н. Ф. Малявин. Альбом. – М., 1966.
Живова О.А. Филипп Андреевич Малявин. Жизнь и искусство. – М.: Искусство, 1967.
Никитин А.О.Ф.Малявин и основание Рязанского художественного училища // Рязанская старина. – Рязань, 2003. – № 1.
Сёмина М. «Он пишет злую Русь». Новые материалы к биографии Филиппа Малявина // Русское искусство. – М., 2012. – № 1.
Сёмина М. В. Филипп Малявин. – М.: БуксМАРТ, 2014.
Семина М. Усадьба художника Малявина // Золотая палитра. – М., 2015. – № 1(12).
Семина М. Пути и перекрестки Филиппа Малявина // Наше наследие. – М., 2015. – № 112.

Наталья Швец

Предыдущая публикация серии “Сто шедевров живописи” – “Охота хуже рабства”: охотник Прянишников понял, о чем писал

” -сообщает www.vao-mos.info
#Женщины #Филиппа #Малявина #удачно #найденный #мотив

Читать, как было на самом деле:


Понравилось? Не забудьте расшарить!

103
103 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован.

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend