#happy_birthday_mos


Наша постоянная рубрика «С днем рождения!»

6 ноября 1794 года родился Константин Андреевич Тон

Тон жил в переломную эпоху и был человеком своего сложного времени. Там, где это требовалось, мастер обнаруживал внимание к удобствам планировки, предлагал не раз смелые строительные и конструктивные решения (например, при возведении Большого Кремлевского дворца). Творчество Тона воплотило, может быть в большей степени, чем творчество любого другого современного ему мастера, противоречивость развития зодчества. Хотя правительство пыталось сузить идею народности, объективно направленную против самодержавия, представить ее как идею, выражающую его интересы, смысл архитектурного творчества Тона на самом деле значительно шире этих рамок. В строительной практике середины и второй половины XIX века композиционные идеи Тона нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по образцовым проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств.

Искусствовед Е.И. Кириченко отмечает особенности главного московского произведения Тона: «Прототипами храма Христа Спасителя в Москве служат Успенский и Архангельский соборы Кремля. Однако храм Христа Спасителя не стал копией своих прототипов. Спроектированное Тоном здание несет на себе отпечаток творческого почерка мастера, свойственной ему интерпретации древнерусского наследия и одновременно отпечаток черт, присущих архитектуре второй трети XIX века. К числу индивидуальных особенностей Тона как одного из наиболее ранних представителей нового стиля следует отнести стремление не столько к неповторимым уникальным решениям, сколько к выработке определенного типа церквей – пятикупольного храма, пяти-шатрового, однокупольного каменного или деревянного храма».

Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца. Время проектирования и строительства построек Тона в Первопрестольной столице – наиболее активный период в его работе. В московских постройках наиболее активно проявились стилевые и конструктивные поиски Тона, определившие масштаб его творчества как одного из крупнейших архитекторов середины XIX века. Здания, построенные архитектором в «русско-византийском стиле», значительно повлияли на облик центра Москвы 1840-1860-х годов. В 1832 году Тон представил проект храма Христа Спасителя между Волхонкой и Пречистенской набережной. Через несколько лет он возглавил строительство главной церкви Москвы. Размеры храма Христа Спасителя поражали воображение: высота – сто три метра, площадь – почти семь тысяч квадратных метров, диаметр центрального купола – двадцать пять с половиной метра. Постройка грандиозного сооружения, рассчитанного на десять тысяч человек, была окончена вчерне в 1854 году. После этого Тон приступ пил к детальному проектированию интерьеров, и началась их отделка, закончившаяся в 1881 году. Освятили храм только в 1883 году уже после смерти автора.

В 1838 году в составе группы московских мастеров Тону было поручено составление проектов Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Композиционными и стилевыми средствами Тон подчеркнул связь новых зданий с национальным прошлым – древними храмами и дворцами Кремля: живописно-свободная планировка ансамбля, сводчатые и купольные перекрытия, декоративные аналогии с архитектурными формами XVII века. Тон внес свою лепту в дело обновления системы вертикалей Москвы. В 1830-е годы по его проекту была также сооружена колокольня Симонова монастыря, которая по силуэту в композиции и по местоположению близ монастырской ограды повторила особенности колокольни Новодевичьего
монастыря.

Еще в одном из спроектированных для Москвы сооружений – Петербургском (позже Николаевском и ныне Ленинградском) вокзале на Каланчевской (Комсомольской) площади – Тон вновь обнаружил свойственное классицистам пристрастие к варьированию и разработке раз найденного типа композиции. В здании вокзала (1844-1851 годы) соединились черты и мотивы, отработанные при проектировании Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Особенностью вокзала стало равномерное членение стен измельченными декоративными деталями – арочками, колонками, гирьками. В стиле классицизма В 1840-е годы Тон также переделал интерьеры Малого театра, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа в Измайлове и построил здесь же инвалидный дом для ветеранов войны 1812 года. Постройки Тона сохраняли доминирующую роль на протяжении многих десятилетий, вплоть до 1930-х годов, когда были разрушены храм Христа Спасителя и колокольня Симонова монастыря.

На левом фасаде Ленинградского вокзала Тону была установлена памятная доска. Она представляет собой гранитную плиту с накладным поясным горельефным портретом архитектора. В 2013 году справа от центрального входа в здание вокзала был установлен памятник-бюст Тону. В левой руке архитектор держит циркуль и листы с изображением Петербургского вокзала.

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

Первоисточник


Понравилось? Не забудьте расшарить!

22
22 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend