#happy_birthday_mos


Наша постоянная рубрика «С днем рождения!»

23 декабря 1799 года родился Карл Павлович Брюллов

Брюллов был современником Ф. Делакруа, Ж. Энгра и Ж. Жерико. Его можно смело поставить в один ряд с этими великими художниками. Тематически творчество Брюллова не было новостью. Оно вполне укладывается в академическую систему, к которой относился Брюллов. В его портретах есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела сенсацию, как в России, так и за рубежом, где ее приветствовали как первый большой международный успех русской живописной школы. Брюллов оказал влияния на последующее развитие нашей живописи. Психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра от И.Н. Крамского и В.Г. Перова до В.А. Серова и М.А. Врубеля.

Критик В.В. Стасов писал о Брюллове: «Творчество Брюллова, ровесника Пушкина, падает на тот исторический период жизни России, который был ознаменован таким крупнейшим событием, как Отечественная война 1812 года, вызвавшая необычайный патриотический подъем русского народа. Появление в это время картины «Последний день Помпеи», с большой силой отражавшей тему судьбы человечества, общественных потрясений, не могло не отвечать тому чувству тревоги, которым были охвачены передовые слои общества. Пушкин отзывается на картину стихотворением, в котором с большой силой выражено именно такое восприятие произведения Брюллова:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами стар и млад бежит из града вон».

Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье академика, мастера живописи П.И. Брюлло (до 1822 года у него была такая же фамилия, как у отца). Мальчик пошел по стопам родителя и окончил Императорскую Академию художеств. Значительная часть жизни Брюллова связана с Петербургом, но и Москве нашлось место в его биографии. В декабре 1835 года после триумфа «Последнего дня Помпеи» в Европе художник приехал в Москву и прожил здесь около полугода. Он поселился у известного писателя А.А. Перовского на Тверской улице (дом не сохранился). Здесь Брюлов создал рисунки к повести Перовского «Монастырка» и написал романтическую картину «Гадающая Светлана», навеянную балладой В.А. Жуковского, а также портреты хозяина дома и его племянника – будущего поэта и драматурга графа А.К. Толстого. От Перовского живописец переехал к Е.И. Маковскому, который, как служащий экспедиции кремлевских строений, имел казенную квартиру в Кремле – в Теремах.

У Маковского часто бывали живописцы В.А. Тропинин и И.Т. Дурнов, скульптор И.П. Витали, композитор А.Е. Варламов, актер П.С. Мочалов – московские приятели Брюлова. Первопрестольная столица сразу же полюбилась художнику. Он навещал Тропинина (ул. Ленивка, 3), знакомство с которым переросло в крепкую дружбу, П.В. Нащокина (Воротниковский пер., 12), у которого познакомился с А.С. Пушкиным. Брюллов любил гулянья под Новинским, ездил на Воробьевы горы любоваться панорамой города. Как вспоминают современники, художник «делал каждодневные прогулки по Кремлю», часто поднимался на колокольню Ивана Великого, где, обращаясь к своим московским друзьям, «он словесно рисовал десятки ярких исторических картин». От Маковского Брюллов перебрался к Витали на Кузнецкий мост (дом не сохранился). Здесь его навещал Пушкин. Он настойчиво советовал художнику работать над большим полотном о жизни Петра I.

Пока Брюллов жил у Витали, тот создал бюст художника. Воспользовавшись тем, что Брюллов позирует для Витали, Тропинин написал его портрет. Он изобразил Брюллова на фоне руин и дымящегося Везувия, стремясь подчеркнуть романтическую страстность знаменитого творца «Последнего дня Помпеи». «Да ведь и сам-то он совершенный Везувий!» – пояснял Тропинин зрителям. По свидетельству современника, «Москва поняла, что с именем Брюллова соединена первая слава нашего отечества в Европе на поприще искусства, и гостя она приняла со всем радушием своего древнего гостеприимства». 9 февраля 1836 года в помещении Художественного класса на Большой Никитской (на фотографии) московские художники, писатели и любители искусств устроили Брюллову торжественную встречу. Большое оживление внес актер М.С. Щепкин, читавший отрывки из Мольера. Но особое одушевление охватило зал, когда певец Н.В. Лавров исполнил, в сопровождении хора, специально написанные для этого дня стихи:

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень,
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!
Привет тебе Москвы радушной,
Ты в ней родное сотвори
И, сердца голосу послушный,
Взгляни на Кремль и кисть бери.

В 1920-х годах одну из улиц поселка художников «Сокол» назвали именем Брюлова. Это одна из самых коротких улиц Москвы – всего 200 метров.

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

#happy_birthday_mos

Первоисточник


Понравилось? Не забудьте расшарить!

22
22 понравилось

0 Комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Leave the field below empty!

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*

Leave the field below empty!

Генерация пароля
Send this to a friend