О нем и об их совместной работе в фильме «Станционный смотритель» вспоминает хранитель фондов Музея кино Марианна Кушнерова:
«Так случилось, что познакомились мы давно и даже были партнерами по работе в фильме «Станционный смотритель». Он играл Вырина, я – Дуню. Тогда не могла понять – сколько же ему лет? А спросить отчего-то стеснялась. Осталось неясным даже то, на «ты» мы или на «вы», как называть друг друга – уменьшительными именами или по отчеству, ровесники мы или между нами поколения?
Иногда во время съемок какой-нибудь сцены я смотрела на него словно бы со стороны, и он казался мне пожилым, почти старым. Потом звучала команда «Стоп», все расходились, я брела по полутемной декорации и вдруг неожиданно в каком-нибудь дальнем закутке выринской избы натыкалась на Пастухова. Опершись ногами в стенку, он стоял на голове. «Что вы делаете?» – чуть ли не в ужасе спрашивала я. «Замечательный способ отдыха. И потом – перевод энергии в новое качество». – «Какой энергии, в какое качество?» – «Всяческой – в духовное…» – «Вот так на голове?» – «Вот так на голове. А ты так не можешь?». Нет, я так не могла.
Вырин в пушкинском «Станционном смотрителе», была для него самая «своя» роль. Сниматься ему было, наверное, очень трудно. Кинематографического опыта у Пастухова к тому времени практически не было, заменял его опыт другой. Опыт интенсивнейшей душевной жизни, в которой для А.С. Пушкина так важны были понятия Любви, Страсти, Веры, Долга, Расплаты. И ещё – Россия. Чувства эти предполагали адекватное выражение в исполнителе. Может быть, главное, что удалось сделать Пастухову в этой роли, это предстать перед зрителем с широко и честно открытыми на мир выринскими глазами, через которые доверчиво и чистосердечно глядела на них незащищенная выринская душа.
В ту пору об этом было не принято говорить, но Николай Исаакович был очень религиозным человеком. Позже он стал крестным отцом моего сына».
Кадры из нашей фототеки.
1 Комментарий